Наука управлять. Пять лет назад программы MBA были официально признаны в России

Дата публикации

В этом году российские программы подготовки менеджеров высшей квалификации – MBA, Master of Business Administration – отмечают пятилетний юбилей. В ноябре 1999 года в рамках эксперимента, проводимого Министерством образования РФ, 15 бизнес-школ стали обучать слушателей по этим программам. Наши бюрократы перевели на русский термин MBA дословно – "мастер делового администрирования" (слово "магистр" решили не использовать, чтобы не путать MBA c магистратурой – второй ступенью высшего образования "4+2"). Впрочем, первые MBA появились в России за десять лет до официального признания – это были как отечественные программы, так и франчайзинговые (их предлагали на российском рынке зарубежные бизнес-школы). По данным Леонида Евенко, президента Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и ректора Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства, в прошедшем учебном году российский государственный диплом MBA получили около 3 тысяч выпускников 33 школ бизнеса, расположенных в 15 городах России (большинство – в Москве и Санкт-Петербурге). Спрос на MBA растет с каждым годом. В некоторых бизнес-школах набор на осенний семестр закончился еще в начале лета, например в Институте бизнеса и экономики и в Институте проблем управления новой экономикой Государственного университета управления.

Личный опыт

Леонид Долгов, 29 лет, директор департамента стратегического маркетинга ОАО "Руспромавто":

– В июне этого года я окончил программу MBA Гренобльской школы бизнеса, которая проводилась на базе Московского авиационного института. Вместе с другими менеджерами меня направила на учебу дирекция по персоналу холдинга "Базовый элемент", в который входит ОАО "Руспромавто". Необходимым условием было знание английского языка, поскольку лекции читали только зарубежные профессора.
Я получил уникальную возможность поучиться по западной программе MBA, не выезжая из Москвы. После шести лет практической работы хотелось "освежить" знания, узнать новые тенденции в развитии менеджмента, познакомиться с западными подходами к решению бизнес-проблем. У европейских профессоров, обучающих бизнесу, гораздо больше опыта, чем у российских, к тому же Гренобльская школа бизнеса считается одной из лучших во Франции.
Меня особенно привлекла специализация программы – "Технологический менеджмент". На занятиях мы анализировали опыт работы зарубежных и российских предприятий высокотехнологичных отраслей. Например, разбирали кейсы из автомобильной промышленности и производства автомобильных комплектующих (для этого группу делили на команды по несколько человек, и каждая предлагала свое решение проблемы). Декан Гренобльской школы бизнеса читал лекции по технологической стратегии: какими критериями надо руководствоваться при выборе той или иной технологии, как избежать ошибок, имеющих долгосрочные последствия, и т.д. Преподаватели рекомендовали нам самую современную литературу. Сейчас моя настольная книга – "Стратегический менеджмент в технологии и инновациях", которую мне на заказ привезли из Лондона.
Чтобы успевать учиться, приходилось жертвовать выходными. Раз в месяц в течение трех дней с утра до вечера шли занятия на базе Московского авиационного института, а оставшиеся выходные уходили на подготовку домашних заданий. Но о потраченном времени не жалею. Во-первых, полученные знания я использую в повседневной работе. Во-вторых, было интересно общаться с коллегами: поскольку программа корпоративная, почти половину группы составляли менеджеры из компаний холдинга "Базовый элемент". Наконец, диплом с отличием Гренобльской школы бизнеса, который я получил по окончании программы, наверняка пригодится в дальнейшей карьере.

Евгений Овечкин, 41 год, вице-губернатор Приморского края:

– Я начал учиться в Высшей школе корпоративного управления Академии народного хозяйства пять лет назад, когда был руководителем многопрофильной компании Shipping & Trading Group. Сначала окончил программу профпереподготовки, потом программу MBA, а недавно поступил еще и на программу DBA. Учеба стала моим хобби. Преподаватели бизнес-школы не только дают новые знания, но и помогают структурировать опыт практической работы.
Программа МВА была очно-заочной: четыре раза в год я прилетал в Москву и посещал занятия в течение двух недель. Часть лекций нам читали преподаватели Швейцарской школы бизнеса. Свою дипломную работу, посвященную лизингу в транспортной сфере, я защищал дважды: сначала – в Москве, а потом – в Швейцарии, после чего получил два диплома МВА: российский и европейский.
Преподаватели ВШКУ – настоящие профессионалы. Особенно мне понравились лекции декана Школы Сергея Календжяна, посвященные Гарцбургской модели управления (в ее основе – система делегирования полномочий и ответственности). Например, он рассказывал о способах урегулирования конфликтов на предприятии. Честно говоря, до этого я не всегда понимал суть таких конфликтов и нередко увольнял или наказывал отдельных сотрудников. Оказалось, можно действовать и по-другому.
Многое из того, что я изучал в ВШКУ, пригодилось мне и в работе в администрации края. Ведь основные принципы менеджмента в сфере бизнеса и в государственном управлении очень схожи. В бизнес-школе нас учили управлять чем угодно. Главное – правильно поставить цели, структурировать задачи и добиваться результатов. Губернатор Сергей Дарькин пригласил меня на должность своего заместителя и руководителя аппарата, рассчитывая не только на мой опыт работы в бизнесе, но и на те знания, которые я получил и продолжаю получать в Академии народного хозяйства.
MBA сегодня – самая дорогая образовательная программа. Например, в Высшей школе корпоративного управления (ВШКУ) Академии народного хозяйства на мастера делового администрирования можно выучиться за $8,9 тыс., в ВШМБ – за $9,8 тыс. Одна из самых дорогих школ бизнеса – Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Академии народного хозяйства: программы MBA здесь стоят от $11,5 до 15,3 тыс.

Школа для взрослых

Менеджеров высшей квалификации в основном выпускают экономические факультеты или бизнес-школы, входящие в состав многопрофильных университетов (больше всего программ MBA представлено в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ). В последние несколько лет на этот рынок активно выходят ведущие технические вузы – в Москве это МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ "Станкин", Московский авиационный институт (МАИ).
Обучение по программам MBA бывает очным (1,5 года), вечерним, очно-заочным (2 года), во всех случаях это не менее 1000 академических часов, из них 750 – занятия в аудитории. Очная (дневная) форма с отрывом от работы в России большая редкость (есть, к примеру, в ВШМБ и в Высшей коммерческой школе). Более распространена вечерняя форма (занятия три-четыре раза в неделю по несколько часов). На менеджеров из регионов рассчитаны очно-заочные (модульные) программы, когда слушатели занимаются с утра до вечера от нескольких дней до двух недель, а потом едут домой, где месяц-другой готовят домашние задания к следующей учебной сессии. Модульный принцип обучения активно используется почти во всех бизнес-школах.
В последнее время в России особенно популярными стали корпоративные MBA. Иногда их разрабатывают специально для менеджеров одной компании, и занятия проводятся в ее офисе, а иногда в группе оказывается по несколько сотрудников из разных фирм. Например, в ВШМБ обучаются группы менеджеров из компаний "Седьмой континент", "Северсталь", АФК "Система". "На программу MBA Гренобльской школы бизнеса "Технологический менеджмент" мы принимаем группы менеджеров из компаний высокотехнологичных отраслей, – говорит замдекана факультета экономики и менеджмента МАИ Борис Калякин. – Например, у нас учатся представители компаний "Базовый элемент", "Русский алюминий", "Фазотрон", "Трехгорная мануфактура". Выпускники программы отвечают за формирование технологической политики своих компаний".
Некоторые программы МВА являются специализированными. Например, MBA МАИ обучает менеджеров для промышленности, несколько школ бизнеса в Москве – финансистов. В числе специализаций в школе бизнеса "МИРБИС" – управление медицинским бизнесом и менеджмент в строительстве, Высшей коммерческой школы – политический менеджмент и управление качеством. В ВШМБ есть "программа МВА – профессиональная специализация" для имеющих базовое экономическое или управленческое образование (срок обучения сокращается до года благодаря перезачету изученных в вузе дисциплин).
"В ВШМБ можно получить различные специализации, – рассказывает Леонид Евенко. – Скажем, слушателю – владельцу фирмы больше всего нужны финансы, бухучет и право, менеджеру из торговой компании – маркетинг, а директору подразделения крупного холдинга – управление персоналом и организационные структуры. Было бы неразумно предлагать им "комплексный обед", заставляя изучать все эти предметы. Поэтому мы разработали 63 курса по выбору – их сочетание определяется интересами каждого нашего слушателя. Кстати, по этому показателю ВШМБ занимает восьмое место среди европейских школ бизнеса". В школе бизнеса "МИРБИС" существует практика бесплатных индивидуальных консультаций в течение всего срока обучения: каждый слушатель может выбрать себе научного руководителя, который не только помогает подготовить дипломную работу, но и постоянно консультирует по выбранной профильной дисциплине.
Особая разновидность программ MBA – так называемая Executive MBA для собственников и топ-менеджеров компаний с большим управленческим стажем. Такие программы предлагают, к примеру, ИБДА, "МИРБИС", Высшая коммерческая школа. Как считает декан Высшей школы корпоративного управления Сергей Календжян, программа MBA его школы бизнеса также рассчитана в основном на топ-менеджеров (об этом свидетельствует название сайта ВШКУ – www.emba.ru), они составляют 70% контингента школы. Среди ее выпускников есть не только бизнесмены, но и государственные чиновники – например, вице-губернатор Приморского края Евгений Овечкин и мэр Орска Юрий Черноусов.

Дополнительное к высшему

MBA не следует путать с традиционным высшим образованием – по своей сути эта программа имеeт с ним мало общего (официальный статус программы в России – "образование, дополнительное к высшему", то есть слушатели должны иметь дипломы об окончании вуза). В обязательную программу включены не столько общие, сколько прикладные курсы, а методы обучения – в основном интерактивные. Это разбор кейсов (конкретных деловых ситуаций), деловые игры; большое значение имеет обмен опытом между слушателями. В конечном счете цель обучения – совершенствование управленческих навыков и подходов.
Хотя на MBA идут учиться как недавние выпускники вузов, так и немолодые люди (например, в "МИРБИСе" средний возраст слушателей – 30–34 года, а в ВШКУ – 35–38 лет), всех их объединяет наличие опыта работы на менеджерских должностях. Считается, что помощь в трудоустройстве клиентам бизнес-школ не требуется – это в основном работающие люди, ориентированные на карьерный рост. Среди слушателей оказываются даже кандидаты и доктора наук.
Программы MBA требуют особых преподавателей. Считается, что преподаватель должен работать в реальном бизнесе, иначе он не продержится и половину своего курса. Декан факультета стратегического управления ИБДА Александр Чеканский уточняет, что слушатели программ MBA охотно ходят на занятия, которые ведут не только преподаватели с опытом работы в бизнесе, но и бизнесмены, умеющие преподавать.
В российских бизнес-школах сформировалась каста элитных преподавателей, которые зачастую работают в нескольких учебных заведениях и пользуются неизменным успехом у слушателей. Это, к примеру, Сергей Филонович (Высшая школа экономики), Сергей Скосарев (Высшая коммерческая школа), Олег Крылов (ВШМБ), Игорь Гурков (ИБДА). "В нашем бизнес-образовании все построено на отдельных личностях", – убежден ректор Высшей коммерческой школы Владимир Буренин. Кстати, многие совместные программы MBA появлялись в России благодаря личным контактам российских и иностранных преподавателей. Так, замдекана факультета экономики и менеджмента МАИ Борис Калякин познакомился с представителями Гренобльской школы бизнеса, когда вместе с европейскими коллегами готовил учебники по менеджменту в промышленности, и вскоре организовал в МАИ совместную программу МВА по технологическому менеджменту.

С дипломом и без

Показателем качества программы MBA принято считать ее аккредитацию Министерством образования и науки РФ. Однако нередко отсутствие государственного признания не мешает программе занять достойное место на рынке. В основном речь идет об MBA зарубежных вузов, выпускники которых получают зарубежные дипломы. Такова, к примеру, бельгийская Executive MBA в ИБДА, MBA Гренобльской школы бизнеса в МАИ. Нередко вуз открывает собственную МВА после нескольких лет работы с зарубежными партнерами. В ИБДА вслед за бельгийской программой появились и российские (с выдачей российского государственного диплома) – Executive MBA "Стратегическое управление" и MBA с одной из трех специализаций (маркетинг, управление человеческими ресурсами, управление стоимостью компании). По словам Бориса Калякина, работа по созданию российской версии MBA идет сейчас в МАИ.
В этом году ИБДА планирует открыть две новые программы, на которых выдача государственного диплома не предусмотрена. Это, во-первых, модульная программа Executive MBA. "На ней не предусмотрены теоретические лекции, – рассказывает декан факультета стратегического управления ИБДА Александр Чеканский. – Слушатели будут только обсуждать актуальные проблемы бизнеса и разбирать кейсы. Каждый модуль будет вести преподаватель-модератор и бизнесмен-практик". Вторая "новинка" ИБДА – это 48-часовая программа повышения квалификации для тех, кто уже окончил программы MBA (в ИБДА или другом вузе) и хочет "освежить" знания.
Еще одна программа, пока не имеющая государственного статуса в России, – DBA (Doctor of Business Administration). Ее, в частности, предлагает Высшая школа корпоративного управления (научный руководитель – академик Абел Аганбегян). "Эта программа ориентирована на тех, у кого есть большой жизненный опыт, практика управленческой работы и высокий образовательный ценз, – говорит директор программ ВШКУ Елена Касимовская. – Она состоит из кратких обзорных курсов (изучаются новые явления в практике управления) и разработки индивидуального исследовательского проекта". Выпускникам этой программы ВШКУ предоставляет возможность получить западный диплом DBA, защитив дипломный проект в Швейцарской бизнес-школе (SBS).
Один из показателей качества программ MBA – их признание различными международными организациями, оценивающими качество бизнес-образования. Наиболее престижными считаются Американская ассоциация бизнес-школ (AACSB), Британская ассоциация программ MBA (AMBA), Европейская система совершенствования качества (EQUIS), Европейский совет по бизнес-образованию. Например, по программам, аккредитованным AMBA, в России можно обучаться в четырех школах бизнеса, одна из которых – "МИРБИС" (см. интервью "Аккредитация по-английски"). Европейский совет по бизнес-образованию аккредитовал, в частности, MBA Высшей коммерческой школы, ее ректор Владимир Буренин является вице-президентом этой влиятельной ассоциации. Школ бизнеса, имеющих сразу три аккредитации (британскую, американскую и европейскую), во всем мире только 21. Одна из них – Гренобльская школа бизнеса (www.grenoble-em.com), с которой сотрудничает МАИ.
В последнее время российские бизнес-школы активно создают ассоциации своих выпускников. Недавно совет Российской ассоциации бизнес-образования поддержал инициативу выпускников нескольких бизнес-школ о создании Российской лиги МВА. По словам координатора лиги Юрия Тазова, у новой организации две задачи. Во-первых, сформировать сообщество менеджеров, имеющих степень МВА, и поднять их общественный статус. Во-вторых, улучшить качество программ: исходя из потребностей бизнеса лига будет давать рекомендации бизнес-школам, как и чему учить.

MBA – XXI век

С развитием компьютерных технологий и Интернета бизнес-школы все активнее используют на программах MBA современные технические средства. Ректор Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Владимир Тихомиров говорит о новой эре в развитии образования – e-learning (электронное обучение). В бизнес-образовании это особенно актуально – ведь для деловых людей важен свободный график обучения. Однако новые технологии на программах MBA активно используют очень немногие бизнес-школы. Это, к примеру, Международный институт менеджмента "ЛИНК", Высшая коммерческая школа.
– У дистанционного обучения есть целый ряд преимуществ, – рассказывает проректор Высшей коммерческой школы Игорь Знаменский. – Это возможность "живого" общения с преподавателями и коллегами-слушателями на интернет-конференциях, по электронной почте. Интерактивные тесты для самопроверки и задания предлагаются по каждой теме курса. Считается, что слушатели – люди взрослые и добросовестные, а потому выполнят их сами. Дистанционные технологии дают возможность брать курсы из учебных планов самых разных учебных заведений, в том числе зарубежных. Так, Высшая коммерческая школа вошла в Европейскую сеть онлайн-обучения: мы предлагаем нашим слушателям курсы западных университетов.
Вопрос о том, в какой мере можно использовать дистанционные технологии при обучении бизнесменов, сегодня активно обсуждается. "С помощью электронных носителей можно передавать знания, – говорит Леонид Евенко. – Но главным в программах MBA все-таки остаются очные дискуссии между слушателями". "Необходим разумный компромисс между e-learning и традиционными формами образования", – считает Елена Касимовская.
Леонид Евенко говорит о необходимости уменьшения аудиторной нагрузки и предлагает развивать MBA в России по английской модели: в бизнес-школах Великобритании слушатели программ MBA проводят в аудитории в два раза меньше времени, чем их российские коллеги, но зато научные основы бизнеса они осваивают самостоятельно, читая книги и хрестоматии. "Пожалуй, мы даем слишком много научных знаний, – считает президент РАБО. – Так было в Европе и Америке в 70–80-х годах, но с тех пор зарубежные бизнес-школы пересмотрели свои программы. Все-таки главная задача MBA – научить человека решать практические проблемы в нестандартных ситуациях. В бизнесе побеждает не отличник, а менеджер с оригинальным мышлением, сумевший опередить конкурента".

Комментарии Фейсбук Вконтакте