МВА - генеральный управленческий ресурс. А. Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительств

Дата публикации

При освещении тематики МВА экспертам часто задают вопрос, какие программы перспективнее: специализированные или дженералистские. Однозначного ответа не существует. Все зависит от содержания рассматриваемых программ, от реальных задач, которые стоят перед руководством компании, и от их конкретного управленческого опыта.

 

Однако надо учесть, что в обновленных государственных требованиях  к программам МВА достаточно ясно обозначена стратегическая линия на большую индивидуализацию обучения, что совпадает с интересами слушателей. Наличие специализаций (и/или тематических блоков) и возможность составления слушателем индивидуального учебного плана (на основе массива дисциплин по выбору) отвечают и сформулированной задаче, и интересам аудитории.

 

Отдел маркетинга ВШМБ АНХ совместно с известным электронным ресурсом провел очередное исследование. Его цель - выяснение реальных приоритетов, расставляемых потенциальными слушателями МВА в вопросе, какие программы на данный момент актуальнее: со специализациями (и с какими именно) или специализация не так уж важна.

 

Респондентами выступили более 260 человек, интересующиеся дополнительным образованием вообще и МВА-программами в частности. Вопрос звучал так: какая специализация программы МВА была бы для Вас наиболее интересной с точки зрения Ваших планов и реалий компании?

 

Варианты ответов

Выбор ответа, % респондентов

Стратегический менеджмент

31%

Управление финансами

21%

Маркетинг

15%

За счет курсов по выбору я попытаюсь охватить несколько тематических направлений

12%

Специализация может быть любой, МВА-образование ценно как генеральный управленческий ресурс

21%

 

Итак, 67% респондентов (сумма по первым трем строкам) привлекает наличие специализаций. Лидерство специализации "Стратегический менеджмент" свидетельствует о том, что аудитория постепенно приходит к осознанию того главного, что несет в себе добротная программа МВА: это возможность обобщения, систематизации, обогащения и оптимизации собственного управленческого опыта и навыков.

 

Внимание к финансовой тематике тоже закономерно. Следует учитывать, что такую специализацию выбирают преимущественно те, для кого управление финансами компании – главная составляющая повседневной работы (например, финансовые директора).

 

Не самый высокий интерес к маркетинговой проблематике симптоматичен,  несмотря на развитие бизнеса, пока зачастую маркетингу отводят роль в большей степени технологическую. Остается надеяться, что люди, чей профессиональный и должностной уровень соответствует уровню МВА, будут быстрее приходить к пониманию, что маркетинг – не столько сбыт и PR, сколько стиль мышления, реализующийся в постановке задач.

 

Возможность охватить в процессе обучения одновременно нескольких тематических направлений оказалась недооцененной, и напрасно. Можно посоветовать будущим слушателям полнее использовать эту возможность. Во-первых, руководителю ежедневно приходится заниматься разными составляющими бизнеса, и разносторонняя осведомленность – только плюс к управленческой компетентности. А во-вторых, это возможность еще более сблизить обучение с практикой, выбрать из массива дисциплин те, которые наиболее отвечают интересам компании. К тому же выбрать есть из чего – для нашего слушателя этот массив дисциплин на выбор составляет несколько десятков позиций.

 

И наконец, ответом на последний вопрос аудитория доказала свое возросшее понимание сути вопроса: каждый пятый респондент пришел к выводу, что МВА - это генеральный управленческий ресурс. С теми специализациями или с другими, МВА - это образование для себя в бизнесе и для своего бизнеса.

 

Алексей Ончуков

Комментарии Фейсбук Вконтакте