Уроки морального лидерства

Дата публикации

Может показаться, что преподавание этики в бизнес-школе сравнимо с преподаванием принципов оптимального подбора портфеля ценных бумаг в духовной семинарии: интересно, но спорно, в особенности учитывая профиль учреждения.

Ситуацию в корне изменили корпоративные скандалы и растущий интерес к социальной ответственности компаний. За последние несколько лет практически все ведущие школы бизнеса представили в своих обязательных программах новые курсы по этике.

Тем не менее вопрос о том, должна ли этика оставаться частью бизнес-образования, остается открытым до сих пор. Более того, проблема постоянно раскрывается перед бизнес-школами в новых формах и всегда совершенно неожиданно.

Совсем недавно 119 аппликантов Гарвардской бизнес-школы воспользовались ссылкой на форуме Business Week, чтобы проникнуть в зону закрытого доступа на сайте школы и узнать статус своего заявления. Гарвард отнесся к этому как к сознательному хакерству, а декан школы Ким Кларк (Kim Clark) объявил, что всем этим аппликантам в поступлении должно быть отказано.

"Наша миссия – обучать принципиальных лидеров, способных изменить мир, - пояснил он. - Для этого нужно иметь множество навыков и качеств, в том числе высочайшие стандарты честности, способность давать оценку и жесткие моральные ориентиры, позволяющие интуитивно отличать плохое от хорошего. Взломавшие защиту нашего сайта не прошли этот тест".

Многим такая реакция показалась чрезмерно жесткой, в том числе и редакции газеты гарвардских студентов додипломного образования The Crimson. "HBS заработала на этом много очков в плане средств массовой информации, - говорится в колонке редактора. - Американцам было нужно подтверждение того, что этика в бизнесе является приоритетом. Ложная бравада HBS дала им этот знак, оставив 119 жертв на растерзание толпы".

Опрос, проведенный собственной газетой Harvard Business School, показал, что около 70% слушателей программ Harvard MBA разделяют позицию декана. Многие из них говорили в связи с этим о необходимости сохранения гарвардского бренда.

"У студентов на кампусе нет единого мнения по этому вопросу, - говорит Билл Краузе (Bill Krause), один из президентов гарвардского студенческого клуба по вопросам этики Leadership and Ethics Forum. - Если взглянуть на вопрос свысока, то этический фактор виден сразу. И становится понятно, почему администрация решила занять такую жесткую позицию. Но если рассматривать ситуацию с точки зрения каждого отдельного кандидата, то черное и белое различаются уже не так четко. За деятельностью Гарварда следят во многих кругах. Поэтому администрации нужно было быстро принять решение и предпринять определенные действия". 

Столкнувшись с подобной проблемой, бизнес-школа Stanford попросила обвиненных в хакерских действиях кандидатов прислать письменное объяснение своего поступка.

"Ни один из тех, кто воспользовался незаконной авторизацией у нас на сайте, не смог объяснить свои действия так, чтобы оправдать себя в наших глазах", - говорит декан Роберт Джосс (Robert Joss). Будем надеяться, что аппликанты научатся на собственном опыте, добавил он.

Когда люди подают заявление в бизнес-школу, они могут лишь надеяться на то, что их личность и характер будут замечены из текста рекомендательных писем и перечня внеклассных инициатив. В форме заявления нет места, где бы они могли рассказать о том, что никогда в жизни не транжирили деньги, не брали канцелярские принадлежности из офиса и не пользовались советами своей сестры, торгуя ценными бумагами.

Создается впечатление, что плохое поведение наказать легко, а хорошее поведение вознаграждается далеко не всегда. И теория эта подтверждается вскоре после выпуска. "Нас очень разочаровывает то, что рекрутеры делают акцент на одних вещах, а лидеры их организаций говорят о других приоритетах, - говорит Крейг Смит (Craig Smith), профессор в области маркетинга и этики, помощник декана Лондонской школы бизнеса. - Сегодня многие студенты рассказывают, что во время собеседований рекрутеры задают им вопросы, касающиеся этики. Иногда они спрашивают студентов, каким образом они смогли бы уладить тот или иной скандал". Он также добавил, что, несмотря на всю шумиху вокруг этики, в бизнес-школах этому предмету должного внимания не уделяется.

Есть мнение, что этика в бизнес-школе должна занимать то же место, что в науке или медицинских институтах. Студенты-физики и студенты-биологи получают знания. И они, как все надеются,  не станут применять эти знания для создания ядерного или биологического оружия для террористов.

Подобным образом слушатели МВА учатся ведению бухгалтерии, где им рассказывают, что манипулировать доходами и занижать налоговые прибыли опасно. Им объясняют, что опционы не подразумевают прямое использование в программах денежного поощрения сотрудников компании. Это может рассматриваться как ущемление прав акционеров. 

Многие школы идут дальше, стараясь подготовить студентов к внутренней психологической борьбе, которая ожидает их в том случае, если их бизнес-этика и личностные принципы войдут в противоречие друг с другом.

В Гарварде три года назад был запущен обязательный курс под названием "Лидерство и корпоративная ответственность" (Leadership and Corporate Accountability). В рамках этого курса слушатели рассматривают кейсы, где происходит столкновение интересов бизнеса, этики и закона.

По мнению Краузе, в бизнес-школе нужно, по крайней мере, создать условия, в которых студент мог бы обдумать собственный опыт и некоторые случаи из своей жизни, чтобы в будущем уметь уверенно решать подобные проблемы.

"Можно найти множество причин, чтобы отказаться от преподавания этики, - говорит Генри-Клод де Бетинье (Henri-Claude de Bettignies), профессор лидерства и ответственности в школе INSEAD. - Можно сказать, что непонятно, чему нужно учить. Можно сказать, что в 28 лет учить таким вещам слишком поздно. Или что в Америке, Британии и Японии ценности различны. Какие же из них нужно преподавать?"

Тем не менее, добавляет он, очень важно помочь слушателям МВА действовать согласно своим собственным ценностям. "Когда вы акцентируете внимание слушателей на том или ином вопросе в бухгалтерии, финансах или маркетинге, многие студенты говорят, что раньше даже не представляли, что этот вопрос имеет отношение к этике".

Три года назад выпускники INSEAD произнесли торжественную клятву работать только на компании, где соблюдаются нормы этики. Прошло два года, и церемонию отменили.

Несмотря на это, профессор Бетинье уверен, что, хотя мода на термин социальная ответственность может пройти, интерес к этике в бизнесе со временем не ослабнет.

"Некоторым не нравится слово этика. Возможно, нам придется подобрать другой термин, например бизнес в обществе. Таким образом, мы сможем показать, что стараемся подготовить наших слушателей к этическим дилеммам, с которыми им придется столкнуться в ходе своей профессиональной деятельности".

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте