Вполне современные монастыри

Дата публикации

Они новые, большие и блестящие. Но соответствует ли их содержание внешнему облику? В течение последних десяти лет строительство зданий для бизнес-школ переживало настоящий бум. Но действительно ли большое современное здание подразумевает усовершенствование процессов преподавания и обучения? 

Строительство и содержание этих зданий обходится весьма дорого, но они выполняют несколько важных функций. Они просторнее, отвечают требованиям современного стиля жизни, они оснащены последними достижениями высоких технологий, и, конечно, они производят впечатление.

И хотя некоторые амбициозные преподаватели и деканы могут страдать синдромом "моя бизнес школа больше вашей", главная движущая сила строительства – это студенты. 

По словам Рэда Снайдера (Ted Snyder), декана University of Chicago's Graduate School of Business, открывшего прошлой осенью новое здание, осознанная необходимость не уступить конкурентам двигало ими лишь отчасти. Причиной номер один оставалась забота о студентах.

"Для 900 наших студентов в старом помещении было лишь 350 мест, где они могли бы отдохнуть и расслабиться во внеурочное время".

Та же самая история случилась и с лондонской бизнес-школой при Imperial College, которая в марте прошлого года переехала в новое здание стоимостью 27 миллионов фунтов стерлингов. Старая школа располагалась в двух прилегающих друг к другу зданиях через дорогу от кампуса, и места для проведения занятий там было явно недостаточно. 

Даника Пург (Danica Purg), декан и директор одной из первых бизнес-школ в Центральной и Восточной Европе IEDC-Bled School of Management (Словения), также утверждает, что преподавательский состав нуждается в современных зданиях не меньше студентов.

"На протяжении 14 лет у нас были отличные программы, но мы всегда испытывали трудности с нехваткой помещений. Из-за них у нас не было возможности для роста", - говорит она. "К нам приезжали прекрасные профессора со всего мира, но мы не могли им обеспечить соответствующих условий".

Есть и другие причины растущих потребностей в новых зданиях. А именно перемены в самой природе бизнес-образования, особенно в отношении студентов программ МВА.

До того момента, пока Chicago не переехала в свое новое здание стоимостью в $125 миллионов, она занимала пять отдельных строений, возведенных более ста лет назад. "Ментальность студентов программ МВА пока еще не достигла состояния 24/7, но развивается именно в этом направлении. Мы просто не могли бы обеспечить им подходящие условия для учебы", - говорит профессор Снайдер.

Обучение на современной программе МВА подразумевает, что студенты ежедневно проводят на кампусе от 8 до 10 часов. Это значит, что помимо учебных аудиторий им требуются помещения для отдыха, питания и общения с преподавателями и сокурсниками. А для этого требуется, само собой, дополнительное пространство и средства.

Новое здание школы Chicago, например, представляет собой 7-этажное строение, где есть 12 лекционных аудиторий, две комнаты для семинаров, 31 помещение для групповых занятий, а также 42 комнаты для проведения собеседований с рекрутерами и кандидатами на поступление. Одновременно в здании проживают 1100 студентов программ full-time МВА, 110 профессоров, 200 преподавателей и 167 работников школы.

Когда в 2000 году Imperial получил щедрое пожертвование от Гари Танака (Gary Tanaka), одного из своих выпускников, его было решено потратить на новое здание для бизнес-школы, одновременно переименовав ее в Tanaka Business School.

Декан школы Tanaka Дэвид Бегг (David Begg) говорит, что обычно бизнес-школы испытывают недостаток средств, и когда они получают крупные пожертвования или начинают проводить фандрайзинговую кампанию, они вдруг осознают, что все это время у них была масса скрытых потребностей, которые теперь срочно нужно удовлетворить.

"Нельзя строить новые школы каждые два-три года, поэтому на собранные средства вам нужно построить действительно большое здание, которое прослужит вам по крайней мере несколько десятков лет. Это похоже на покупку автомобиля", - добавляет он.

Клайв Холтхам (Clive Holtham), профессор лондонской Cass business school, провел исследование о том, каким образом физическое пространство влияет на эффективность деятельности. Он принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве нового здания школы стоимостью 36 миллионов фунтов стерлингов. По его словам, эти современные строения многое позаимствовали у средневековых монастырей, одного из самых мощных дизайнерских концептов для "работников умственного труда".

В терминах современного языка эти здания часто описывают как "прозрачные". Это можно понять буквально, потому что в качестве строительного материала широко используется стекло. Можно это понимать и в переносном смысле, поскольку просторные коридоры и помещения приспособлены для отдыха, встреч и общения преподавателей и студентов разных специальностей.

Иан Коуэлл (Iain Cowell) был студентом программы City University full-time MBA как раз в то время, когда школа переезжала в 2002 году в свое новое здание.

"Нас как будто выпустили из тюрьмы", - говорит он. "В новом здании у нас было много свободного места, просторных помещений и лекционных залов". В старом здании некоторым студентам можно было "оставаться незамеченными", что на новом месте было просто невозможно.

Профессор Снайдер уверен, что благодаря новым зданиям эффективность обучения значительно повышается. И хотя его "собственный внутренний учительский голос" говорит, что окружающая обстановка значения не имеет, реальный опыт преподавания в новом чикагском Gleacher Center после старых помещений на кампусе подтверждает обратное.

Новые классные аудитории, отвечающие всем современным требованиям, обошлись Chicago в $300 000 (160 000 фунтов стерлингов). Новые здания отражают имидж и философию бизнес-школы.

По словам профессора Бэгга, новые помещения Tanaka соответствуют радикальному позиционированию этой бизнес-школы, поддерживают престиж бренда Imperial с особым упором на высокие технологии.

Словенская школа IEDC планировала строительство своего здания (которое постоянно расширяется) в Bled в основном как место для бизнес-встреч. Школа построена вокруг открытого атриума, из которого можно попасть в другие помещения. Это символизирует то, что школа не только лидирует в своем регионе, но и остается открытой для всего мира.

"Это не просто место для обучения и встреч, вы также можете найти место для размышлений", поэтому там так много картин и скульптур, - говорит профессор Пург.

Новые здания могут служить отличным аргументом для привлечения новых студентов и преподавателей. По словам Коуэлла, он пришел в Cass, потому что увидел, что "школа не стоит на месте, развивается, инвестирует в новое здание".

Однако никто не сомневается, что по большому счету здание бизнес-школы остается лишь зданием. Как сказала профессор Пург, "лучшим преподавателям должны быть предоставлены лучшие условия, но я скорее выберу профессора с куском мела в руках, чем все самые современные технологии в мире".   

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте