Бизнес и гражданское общество. Система бизнес-образования в России движется в сторону американской модели

Дата публикации

Только в прошлом году завершился эксперимент, ставивший своей целью урегулирование взаимоотношений государства и системы бизнес-образования в России. Эксперимент, еще начатый Минобразования РФ в 1999 году, завершился удачно. Более 30 ведущих отечественных бизнес-школ доказали свою жизнеспособность. Были приняты "Государственные требования" к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования". В общем, наметились хорошие перспективы для столицы и регионов.
Напомним, что ежегодно на российский рынок выходят 3000 российских выпускников с квалификацией "Мастер делового администрирования". Около 80% рынка бизнес-образования приходится на Москву, 10% – на Санкт-Петербург и 10% – на другие города России. Таким образом, 2004 год должен был стать годом распространения МВА по всей стране. Но в силу известных обстоятельств (реорганизация Минобразования РФ в мае 2003 года) этого не случилось. Более того, как и все остальные органы, 31 мая формально прекратил свои полномочия Федеральный совет при Минобразовании РФ, который занимался проблемами бизнес-образования в России. Означает ли это, что все замечательные начинания прошлых лет постепенно сойдут на нет?
Как сообщил президент РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования) Леонид Евенко, начавшийся в прошлом году процесс в силу объективных причин (в том числе и по причине вузовских каникул) всего лишь приостановлен, но начиная уже сентября 2004 года все достигнутые ранее договоренности вступят в силу.
Особенностью переживаемого момента, подчеркнул Леонид Евенко, является то, что нашим правительством сегодня провозглашен принцип постепенной передачи некоторых контролирующих функций от государства общественности и профессиональным кругам. И уже очевидно, что в построении своей системы бизнес-образования Россия будет постепенно эволюционировать к американской модели, где общественные организации играют весьма заметную роль. Достаточно упомянуть тот факт, что функции регулирования бизнес-образования в США переданы общественной организации. Так что вполне вероятно, что в будущем мы придем к решению об усилении роли общественных организаций. По крайней мере, во всем мире это рассматривается как важный шаг становления гражданского общества. В общем, по мнению руководства РАБО, хоть процесс развития бизнес-образования в России и "затормозился", сама его концепция тем не менее сегодня имеет ясные контуры и более прогрессивна.
В прошлом году, когда вовсю бурлили дискуссии о стандартах в образовании, бизнес-сообществом также поднимался вопрос о целесообразности стандартов для МВА. Многие эксперты даже сомневались: возможно ли вообще такое? И в прошлом же году остановились на том, что стандарты определяют всего лишь базовое содержание программ МВА, квалификацию выпускников, формы преподавания и обеспечения учебного процесса. Сегодня в связи со вступлением России в Болонский процесс (единое образовательное пространство Европы) задачи эти актуальны, но уже в несколько ином ракурсе. России все же придется пересматривать свои стандарты, приводя их в соответствие с западными аналогами. Иначе все наши попытки влиться в Болонский процесс обречены на неуспех.
Концепция МВА во всем мире в принципе одинакова. Получив подготовку дженералиста, линейный менеджер оказывается в резерве для продвижения на серьезные управленческие (в том числе и высшие) должности. Леониду Евенко в связи с этим представляется более четкой, чем ранее, структура высшего экономического образования в России. Если обучение в вузе будет четырехгодичным, то осуществится важный принцип МВА – настоящее превращение выпускника вуза в менеджера или предпринимателя реально только после опыта работы. Специалистом можно стать в вузе, менеджером – когда есть практика руководства коллективом. МВА – это образование ради карьеры. И качественные программы МВА будут все дальше отходить от привычных форм вузовской подготовки специалиста.
Реорганизация системы образования России урегулирует на законодательном уровне и вопрос платы за магистратуру, второе высшее образование и МВА. Конституция гарантирует только 4 года бесплатного обучения в вузе тем студентам, которые успешно выдержали конкурсные испытания в данный вуз. Все последующее за этим образование уже будет для любого выпускника вуза платной услугой. По мнению Леонида Евенко, для системы бизнес-образования этот момент можно считать важным с той точки зрения, что мы создаем не только систему образования для рыночной экономики, но и сам по себе этот вид образования становится элементом рынка.
В общем, и бизнес-образование России, и сама РАБО сегодня в зрелом состоянии и с оптимизмом смотрят в будущее.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте