MBA готова к новым горизонтам

Дата публикации

 Дэвид Шмиттлайн (David Schmittlein) полон сюрпризов. Было бы разумным считать, что его взгляды на обучение менеджменту как нового декана школы MIT Sloan и бывшего профессора школы Wharton при Университете Пенсильвании по сути своей “американизированы”. Но это не совсем так.
“Будущее обучения менеджменту не равно будущему программы MBA, – заявляет профессор, прекрасно понимая, что у многих его коллег от подобной реплики волосы могут встать дыбом. – И мне бы хотелось, чтобы наша школа была первой в Северной Америке, кому довелось бы это понять”.
Возможно, и не удивителен тот факт, что именно школа MIT Sloan станет первой из всех бизнес-школ Соединенных Штатов, которая заявит, что помимо MBA есть еще очень много важных аспектов, необходимых для успешной карьеры. В школе Sloan функционируют 2 вида программ: базовый университетский курс (бакалавриат) и Sloan Fellows – одногодичная full-time-программа, рассчитанная на обучение опытных менеджеров.
Профессор Шмиттлайн считает, что каждой карьерной ступени менеджера должна соответствовать своя программа. “Мы сможем продвигаться вперед при учете большего количества [предлагаемых нами] программ, а не более высокого уровня MBA”. По его словам, он собирается запустить одногодичную программу получения степени магистра менеджмента – схожей с теми, что предлагают европейские школы – для тех, кто недавно получил степень бакалавра. В школе уже было объявлено о начале специализированной программы получения степени магистра финансов, а вслед за ней планируется постепенно вводить другие специализированные магистерские курсы.
Что касается самой степени MBA, то ее профессор считает неотъемлемым инструментом смены сферы деятельности людей, приближающихся к “третьему десятку”, в случае если они того хотят. Исходя из этого, школа планирует полностью избавиться от основной части MBA – т.е. первой половины программы, которую должны проходить без исключения все студенты, – сократив весь курс до одного семестра. В рамках традиционной программы MBA это – сущая ересь, однако профессор Шмиттлайн ни в чем не кается: “По большому счету, ни один студент в действительности не видит необходимости в одногодичной (обязательной) форме обучения”.
Это позволит школе Sloan предлагать студентам более сфокусированные формы обучения, которые они сами смогут выбирать в соответствии с индивидуальными нуждами. “Люди, которые поступают в школу Sloan, приходят сюда за обучением по 4–5 дисциплинам, – объясняет он, – к примеру финансы или стратегии”.
Но программе MBA не суждено сократиться до одногодичной. “Причина, почему люди выбирают именно двухгодичную программу MBA, заключается в том, что они хотят добиться четкого и продуманного переходного процесса из одной карьеры в другую”, – подтверждает он.
Возможно, еще более удивительным для MIT, которую довольно часто рассматривают как школу с техническим уклоном, является факт того, что практический подход к обучению встанет на передний план. О необходимости данного подхода постоянно говорят во многих бизнес-школах, но лишь немногие подходят к его осуществлению. А ведь, по словам профессора Шмиттлайна, “создание и управление важными проектами является не только наиболее продуктивным способом усвоения концепций менеджмента, но и наилучшей практикой. Однако претворить подобную тактику в реальной жизни тяжело”.
Вместе с тем, профессор уверен, что MIT Sloan является одной из лучших школ данной направленности. “Наше обучение базируется на большем количестве проектных занятий, чем в любой другой школе”, – говорит он.
Обладая 26-летним стажем преподавания в школе Wharton и будучи с недавнего времени заместителем декана, профессор Шмиттлайн хорошо осведомлен о тонкостях делового мира и убежден, что в привычных режимах лидеров деловой сферы ожидаются судорожные перемены.
Двадцать лет назад проблема международных цепей поставок была всепоглощающей. Десять лет назад самую большую угрозу и, в то же время, набор возможностей представляла собой электронная коммерция. На сегодняшний же день лидеры делового мира прежде всего обеспокоены двумя вопросами: об устойчивости во всех ее проявлениях, и ее значении для компании, а также о том, каким образом формировать партнерство и выдерживать конкуренцию в этом “уравновешенном” мире (по всей видимости, термин “уравновешенный мир” – “a flat world” – взят из книги Томаса Фридмана “The World is Flat: A Brief History of the Twenty-First Century”. В ней он называет мир “уравновешенным”, объясняя это тем, что Глобализация сравняла конкурентоспособности промышленно развитых и стран с развивающимися экономиками).

Популярность

Для студентов школы Sloan это может означать ряд вызовов. “Речь идет не о 28-летних специалистах, пытающихся спасти мир. Речь идет о менеджменте в условиях серьезных изменений, о том, что необходимо говорить и как поступать, попав в подобные организации. От этих специалистов будут ждать идей в отношении того, каким образом воздействовать на ситуацию”.
Новый декан уже начинает проявлять себя в качестве опытного преподавателя по маркетингу. Его первостепенная задача заключается в том, чтобы школа и ее студенты получили широкую известность: “Школе не достает популярности. Не каждый осведомлен о существовании школы менеджмента [при университете MIT]. Что это означает для университета? Что отличает MIT как бизнес-школу?”
В то время как для многих передовых бизнес-школ на примере двух из них – Гарвардской или школы Stanford – заполучить отделения других университетов, таких как, к примеру, отделения медицины или инженерного дела, представляется крайне сложным (им приходится предлагать университетам совместные программы), то для школы MIT Sloan это представляется вполне обыденным. “Наши выпускники похожи на выпускников других отделений, – говорит профессор Шмиттлайн. – Школе постоянно приходится с ними взаимодействовать”. Возможно, одним из самых явных примеров тому может послужить широкоизвестный конкурс MIT $100K Entrepreneurship, послуживший базой для многих других соревновательных мероприятий в бизнес-школах. В рамках этого конкурса студенты со всех отделений и факультетов коллективно обсуждают и разрабатывают бизнес-идеи.
Безусловно, небольшая численность студентов способствовала тому, что школа Sloan настолько быстро построила такие крепкие отношения и в таком быстром темпе адаптировалась ко всем изменениям в учебной программе. Учитывая 100 профессоров преподавательского состава и 400 студентов программы MBA, эта школа вдвое меньше, чем Wharton или Harvard. Декан ожидает рост преподавательского состава и студентов, но никак не количества программ MBA. Он подходит к ситуации с дипломатичной стороны: “Мы находимся как раз посередине между тем, чтобы быть слишком маленькой и чересчур многочисленной школой”.
Ориентируясь на усиленный исследовательский подход, школа ставит в число первостепенных задач восстановление преподавательского состава. Со слов профессора, “школа планирует вновь взять верх в интеллектуальном плане”.

Ученый с привязанностью к маркетингу

Дэвид Шмиттлайн – безупречный ученый 52 лет. До того момента как он в августе 2007 года стал деканом Школы менеджмента MIT Sloan, он с 2000 года занимал пост заместителя декана в другой не менее популярной американской бизнес-школе Wharton при Университете Пенсильвании. Он также в 2007 году выступал в качестве временного декана школы Wharton во время уходы бывшего декана Патрика Харкера (Patrick Harker) и отсутствия еще не вступившего на пост нового – Тома Робертсона (Tom Robertson).
Профессор Шмиттлайн начал работать в бизнес-школе Wharton в 1980 году, имея степень магистра и доктора наук в менеджменте, которые он получил в бизнес-школе Columbia, а также степень бакалавра в математике, полученную в Brown University. Будучи в душе преподавателем по маркетингу, он известен своими работами по влиянию, которое оказывают отдельные события в этой сфере. Он также являлся председателем редколлегии для издательского дома бизнес-школы Wharton.


 

Комментарии Фейсбук Вконтакте