Профессор Минцберг против системы бизнес-образования

Дата публикации

Каждые десять лет бизнес-школы Северной Америки выпускают в свет около миллиона специалистов МВА, готовых претендовать на самые привилегированные позиции в мире бизнеса.
Генри Минцберг (Henry Mintzberg), профессор McGill University, считает, что бизнес-школам МВА можно позволить продолжать работать только в том случае, если в своих сертификатах они начнут ставить своим выпускникам печать "Осторожно: руководить НЕ готов!".
Профессор Минцберг уже достаточно долгое время выступает с критикой системы бизнес-образования. Сам он прекратил заниматься преподавательской работой на программах МВА в середине 80-х, чем вызвал невероятное удивление со стороны своих коллег, поскольку на тот момент он был одним из самых почитаемых профессоров менеджмента в Канаде. Сам он объяснил свой поступок тем, что не может продолжать работать "с неправильными людьми, в неправильных условиях, что приводит к неправильным последствиям".
Теперь он собрал все свои доводы воедино и выпустил весьма объемную книгу, в которой критикует современные программы МВА (в разряд "исключения" все же попали несколько, в основном европейских, программ). Критику его нельзя назвать голословной, поскольку он одновременно предлагает другие, на его взгляд более продуктивные подходы к обучению менеджеров, и свои соображения по поводу основного содержания менеджмента как науки и предмета преподавания.
С его точки зрения, на программах МВА приходят учиться не те люди, поскольку эти программы направлены на привлечение слишком молодых специалистов, не имеющих еще достаточно опыта в организации и управлении другими людьми. Кроме того, большинство участников программ слишком нетерпеливы, подходят к решению с чрезмерной долей аналитики, что не может позволить им стать по-настоящему успешными менеджерами. 
Участников программ МВА в основном учат исполнению таких деловых функций, как работа в сфере финансов, маркетинга и аналитики, одновременно уделяя недостаточно внимания дополнительным деловым навыкам управления. Он говорит, что большинство инвестиционных банкиров и консультантов, имеющих степень МВА, в большинстве своем слишком самонадеянны, страдают болезненной склонностью к аналитике и недостатком управленческой восприимчивости. 
Позже, как он говорит, они становятся "расчетливыми" руководителями (или их советниками), которые, как Роберт МакНамара, секретарь Министерства обороны США времен войны во Вьетнаме, уверены в том, что привести к успеху может лишь научный подсчет, беспристрастность и вера в силу статистики. Другая крайность - "героические" менеджеры с необдуманными решениями и драматизацией событий вместо основательных результатов.
О том, что в большинстве своем специалисты МВА не добиваются успеха, свидетельствует тот факт, что десять из девятнадцати выпускников-"суперзвезд", чьи имена входят в одну из известных книг Harvard Business School, не справились со своей работой, а успех четырех других - под большим вопросом. Другой аргумент: ведущие американские бизнес-лидеры, Билл Гэйтс, Джэк Уэлш и Уоррен Баффит, не имеют степени МВА.
Конечно, сегодня мы наблюдаем подьем программ формата executive MBA. Они как раз и позволяют имеющим некоторый опыт менеджерам среднего звена получить образование без отрыва от работы. Здесь, считает профессор Минцберг, люди правильные, но их вновь пытаются учить в традиционной манере, что вновь означает неправильные условия и неправильные последствия.
Он считает, что бизнес-школам следует строить свой образовательный процесс на основе опыта, знаний и повседневных задач участников программ, следуя одновременно нескольким правилам:
-Бизнес-образование должно быть доступно исключительно для практикующих менеджеров. Для обучения на программах их должна направлять организация
-На занятиях знания менеджера углубляются в процессе обмена опытом со своими сокурсниками под руководством инструктора
-Бизнес-образование должно фокусировать свои усилия на развитии мудрости, подводя теоретическую основу под практический опыт участников программ
-Участникам программ МВА не нужно получать образование в условиях "военного лагеря". Это их повседневная жизнь. Напротив, им нужно дать возможность осмыслить свой накопленный опыт вместе с другими
-Делясь своим опытом с другими участниками программы и преподавателями, менеджер приходит к более глубокому пониманию собственной работы
-Бизнес-школа не должна оказывать никакого влияния на организацию, в которой работает участник программы. Участники программы должны делиться полученными знаниями со своими коллегами на рабочем месте и в процессе работы над проектами помогать своей организации справляться с поставленными задачами. Влияние может быть усилено путем увеличения количества участников программы, направленных вместе на обучение организацией
-Преподаватели и студенты должны общаться на уровне "размышлений на основе опыта", то есть обмениваться опытом в свете концептуальных идей
-Расписание занятий, сочетание курсов программы и преподавательского состава должны быть максимально гибкими
Книга местами напоминает научную работу, местами - журналистику, а местами - рассказ на основе личного опыта.  В ней приводится масса цитат из различных источников, и благодаря авторскому юмору тяжелой ее назвать нельзя. Многие деловые издания советуют прочесть ее тем, кто собирается получать бизнес-образование, поскольку ее прочтение дает много новых идей. 
Сайт автора книги "Managers not MBAs" - http://www.henrymintzberg.com/

Комментарии Фейсбук Вконтакте