Генри Минцберг: "И люди не те, и методика не та"

Дата публикации

Генри Минцберг рассказывает о своей теории.
Генри Минцберг (Henry Mintzberg), гуру менеджмента и профессор канадского McGill University, занимает седьмую строку в списке самых влиятельных в мире мыслителей сферы бизнеса. Этот факт тем не менее не препятствует его яростной критике всей системы бизнес-образования. Недавно он выпустил книгу "Managers, not MBAs". В качестве альтернативы степени МВА он разработал программу под названием International Masters Programme in Practising Management (IMPM), реализовать которую совместно решили пять бизнес-школ из разных стран.

- Вы критиковали бизнес-образование уже много лет. Что же нового произошло теперь?

- Я рассматривал множество отдельных вопросов, но никогда раньше не представлял такого полного изложения проблемы. Новая работа более глубокая. Например, я ставлю под вопрос обоснованность кейсовой методики как таковой. Вы также можете почерпнуть много нового из истории бизнес-образования.

- Почему вы выступаете против методики обучения с помощью кейсов?

- Я сомневаюсь в кейсах, поскольку это искусственный способ заставить людей принимать решения, основываясь на тех вещах, в которых они практически ничего не смыслят. Как следствие, мы получаем неудачных практиков, в том числе Джорджа Буша (обладателя гарвардского МВА), принимающего решения касательно Ирака. Меня беспокоит именно такой подход: "Дайте мне кейс на 20 страницах, и я дам вам войну в Ираке".

- В целом каковы ваши доводы против системы МВА?

- Традиционно МВА ориентирована на сравнительно молодых людей с ограниченным опытом в менеджменте. Создается ложное впечатление, что их тренируют как менеджеров. Нельзя готовить менеджеров в учебной аудитории. Можно сделать только вот что: вы берете людей, которые уже являются менеджерами, и при наличии соответствующей программы вы углубляете их понимание менеджмента, делая из них в результате более толковых менеджеров.
Традиционные программы МВА готовят неправильных людей неверными методами с происходящими отсюда неверными результатами. Большинство программ Executive MBA пытаются готовить правильных людей, но делают это посредством неправильных методов, получая неправильные результаты.

- Вы предполагаете, что слушатели программ ЕМВА - правильные люди, потому что они опытные менеджеры?

- Да, но ирония в том, что им не только предлагают ту же программу, что и для людей без опыта работы в менеджменте, но и заявляют об этом как о великом достижении. Контраргументом, конечно же, может служить утверждение о том, что степень МВА ежегодно получают 100000 человек, которые предположительно находят работу. То есть эти бизнес-школы делают все правильно? Они учат вести словесные игры, быстро двигаться и проделывать большую аналитическую работу.
Все это очень хорошо лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же, напротив, губительно, потому что сначала эти люди работают над проектами, решают проблемы, они заняты, они энергичны и т.д. Но в перспективе многие вещи, которые они будут делать, оказываются дисфункциональными и разрушительными.

- Например?

- Например, многих людей учат стратегии в отрыве от содержания. Их учат, что стратегия есть некая характерная черта, существующая сама по себе. Они не имеют глубокого понимания того, с чем связана разрабатываемая ими стратегия. Как Буш и Ираке.

- Как же можно лучше готовить менеджеров в классе?

- Не пускайте в класс никого, кто менеджером не является. Нужно, чтобы они не отрывались от своей работы. В идеале это означает, что компании выступают спонсорами образования своих сотрудников, которые не бросают свою работу, но обучаются по модульной системе. Неделя или две обучения с пребыванием на кампусе гораздо эффективнее вечернего формата. 
Во время обучения необходимо построить такие условия, при которых участники смогут максимально эффективно использовать имеющиеся навыки и делиться своим опытом со своими коллегами, привязывая его к теориям, инструментам и концепциям, которыми мы все обладаем. Именно такую систему мы строим на нашей программе IMPM.

- Это то, что называют экспериментальным обучением или обучение в действии?

- Нет. Здесь нужно проводить четкое различие. Большинство систем обучения в действии предполагают по большей части действие, а не обучение. Я говорю не о том, что мы посылаем слушателей выполнять консалтинговые проекты. Какое это имеет отношение к степени магистра?

- Каким образом следует развивать управленческое образование?

- Есть три стадии развития управленческого образования. Первая - когда вы учитесь на опыте других. Вторая - когда слушателям помогают набрать свой собственный опыт. Мы создаем условия для третьей стадии, когда вы сможете учиться на собственном опыте. Это самый эффективный и мощный метод обучения. Поэтому мы создали в дополнение к IMPM специальную Advanced Leadership Programme, в которой компании посылают команды, которые приносят с собой в классную аудиторию ключевые вопросы работы компании.

- Как же теперь относиться к МВА? Как к просроченному или неверно маркированному продукту?

- Как к неверно маркированному. Нужно просто сделать то, что уже делают Warwick и многие другие школы Великобритании, - создать специализацию. В результате вы получаете не просто абстрактного специалиста МВА, а специалиста со степенью МВА по маркетингу или финансовому анализу. Таким образом вы ясно даете понять, что не обучали этого специалиста управлять.

Комментарии Фейсбук Вконтакте