""/>

Michigan, Purdue, IMD: Чемпионы в разных весовых категориях

Дата публикации

На вопрос "Кто сегодня №1 в мире?" ответить однозначно не получится. Придется упомянуть как минимум три названия.
Действительно, четвертый ежегодный опрос Wall Street Journal/Harris Interactive в этот раз назвал не одного, а целых три лучших программы МВА.
Методика проведения исследования осталась прежней. Все рейтинги WSJ строятся исключительно на отзывах, полученных от рекрутеров, покупателей таланта специалистов МВА. Тем не менее, было принято решение обновить принцип составления таблиц с учетом отличий в реализации бизнес-школами своих рекрутинговых стратегий, что в результате привело авторов исследования к необходимости создания трех независимых рейтингов.
1 - Рейтинг 19 "национальных" (т.е. американских) программ бизнес-образования, с Ross School of Business во главе. Многие из вошедших в этот рейтинг программ сотрудничают с одними и теми же работодателями. В основном это представители американских и крупнейших международных компаний, которые берут на работу выпускников из многих ведущих бизнес-школ в США.
2 - Рейтинг 44 "региональных" школ в Северной Америке, где первое место досталось расположенной в штате Индиана Purdue University's Krannert School of Management. Эти программы не такие крупные и работают в основном со своими локальными рекрутерами.
3 - Рейтинг 21 "международной" школы, где первое место осталось за швейцарской Institute for Management Development (IMD). В эту группу, состоящую из восьми европейских и тринадцати североамериканских программ бизнес-образования, вошли только те школы, которые привлекают рекрутеров из многих стран по всему миру.
Исследование проводилось среди 2849 МВА-рекрутеров в период с декабря 2003 по март 2004. Респондетам предлагалось оценить только те школы, с которыми им приходилось сотрудничать в последнее время. Чтобы попасть в любой из трех рейтингов, школа должны была получить оценки по крайней мере 20 рекрутеров.
Новый подход сохранил большинство элементов оригинальной методики, которая была использована при составлении трех предыдущих рейтингов WSJ, включая оценку рекрутерами выпускников школы по 20 основным критериям, среди которых есть "лидерский потенциал", "навыки работы в команде", "навыки межличностного общения", а также число привлеченных рекрутеров. Часть формулы под названием "поддерживающее поведение", которая определялась как намерение ректрутера в ближайшие два года возобновить работу с конкретной школой и вероятность фактических предложений о работе для ее выпускников, была несколько изменена и расширена.
Больше всего изменился принцип, по которому школа попадает в тот или иной рейтинг. По старому принципу самое большое значение придавалось показателям "поддерживающего поведения". Теперь все данные по восприятию, числу привлеченных рекрутеров и их планам по дальнейшему сотрудничеству имеют одинаковый вес, поэтому рейтинги теперь в большей степени отражают размер школы и количество сотрудничающих с ней рекрутеров, а не просто их впечатления от работы с ней и ее слушателями.
По словам старшего вице-президента Harris Interactive Inc. Джой Мари Сивер (Joy Marie Sever), с учетом изменений в методике "результаты представляют теперь большую ценность. Школы могут видеть, с кем они конкурируют. Рекрутеры могут узнать о других школах в их поле деятельности, а потенциальным слушателям программ бизнес-образования будет легче составялть для себя список возможных вариантов мест обучения".
Какие факторы отличают "национальный" рейтинг от "регионального"? Главное отличие  - в числе сотрудничающих со школой рекрутеров. Основываясь на результатах исследования, школа "национального" формата привлекает в среднем 331 рекрутера, в то время как "региональная" - 81.
Рекрутеры, оценивавшие "национальные" школы, скорее всего работали с компаниями из восточной части США и занимали позиции старших менеджеров, они предлагали высокие зарплаты. 23% из них сообщили, что базовая зарплата принимаемых ими специалистов МВА составляла более $100 000, в то время как среди рекрутеров "региональных" школ таких было лишь 8%.
Рекрутеры "национального" формата скорее всего работают в сфере банковских инвестиций, стратегического планирования и частных инвестиционных фондах. Их "региональных" коллег чаще всего интересуют специалисты в области общего менеджмента, маркетига, продаж, а также управления процессами и сетью поставок.

История о двух школах

Хотя рекрутеры в школах, занявших первые места в рейтингах североамериканского бизнес-образования, такие разные, то сами школы во многих смыслах очень похожи. В первую очередь, они обе принадлежат крупнейшим университетам, расположенным в центре США.
Программы МВА обеих школ (Michigan и Purdue) выпускают прекрасных специалистов по управлению процессами и традиционно поддерживают связи с представителями индустрии производства. Обе школы в последнее время развивали межпредметные программы. Michigan, к примеру, в вопросах социального и экологического образования тесно сотрудничает со School of Natural Resources and Environment. На программах Krannert School тоже уделяется большое внимание естественным и техническим наукам с помощью соответствующих школ университета Purdue.
Ни та, ни другая школа особенно не славится поддержкой и сотрудничеством международного бизнеса, поскольку глобальные перспективы выпускников в основном не интересуют американских рекрутеров.
Рекрутеры хвалят обе школы за профессиональную этику и скромность. Оценивая Michigan, менеджер производства лекарственных препаратов Стивен Хэйвел (Stephen Havel) сказал: "Я всегда удивлялся тому, как быстро выпускники МВА Michigan способны осознать проблему, особенно если дело касается процессов и системы снабжения. Они просты в общении и не похожи на слушателей других школ, которые требует к себе повышенного внимания <Посмотрите все на меня! Я покажу вам, что я умею.> "
Эрик Олдройд (Eric Oldroyd), менеджер по финансам в сфере розничных продаж, был особенно удивлен работой службы по карьере в университете Purdue, доступным общением с профессорами и сравнительно небольшими классами.
Между этими школами есть также и масса отличий. Например, Michigan имеет устойчивую репутацию по разнообразию состава слушателей с большим количеством женщин и представителей меньшинств, а в Krannert половина слушателей приходит из сферы инженеринга и науки, причем большинство из них - мужчины.
На дневном отделении Michigan учится около 850 слушателей, а в Krannert - примерно 300. Размер - главное отличие двух североамериканских рейтингов.

У региональных школ рейтинг выше

В большинстве своем региональные школы не такие крупные, как национальные. Среди них есть как частные, так и государственные учреждения, а их географическое расположение более разнообразно.
В среднем региональные школы получили больше позитивных оценок почти по всем пунктам. Не удивительно, ведь они с большей долей вероятности поддерживают тесное взаимодействие с рекрутерами. Кроме того, среди их рекрутеров больше собственных выпускников, чем у "национальных" школ.
Рекрутеры характеризуют многие региональные школы как коллегиальные и направленные на командную работу и ставят слушателям высокие оценки за персональную этику и всестороннее развитие. Например, занявшая четвертую позицию в списке региональных школ Smith School of Business при University of Maryland получила высокие оценки по сплоченности студентов, их навыкам командной работы и умение органично влиться в корпоративную культуру. То же говорят и о Vanderbilt University. Это, по словам финансового консультанта Кимберли Салим (Kimberly Salim), очень важно, поскольку "многие компании сегодня больше смотрят именно на эти качества, а не на количество баллов GPA и GMAT"
В некоторых школах, особенно в национальном рейтинге, слушатели в своем отношении к рекрутерам занимают неверную позицию. По этой причине, Anderson School at the University of California at Los Angeles оказалась на последнем месте. "Программа в Anderson определенно сильна", - говорит Даррен Виссен (Darren Whissen), директор по исследованиям в инвестиционном банке Waveland LLC. "Тем не менее, я обнаружил, что слушатели там самонадеянны и в процессе интервью едут себя неуважительно. Несколько кандидатов, например, выдвигали свои требования по зарплате уже на первом собеседовании". 
Слова "снобизм" и "самонадеянность" чаще всего встречались в графе главных недостатков Harvard Business School (13 место) и ее слушателей. Но многие рекрутеры по этому поводу испытывают смешанные чувства. "Я считаю, что люди в Harvard довольно милые", - говорит участник опроса, консультант бостонской Parthenon Group Гейтс Брайант (Gates Bryant). "Просто у некоторых из слушателей имеются неадекватные ожидания. Они считают, что прямо так сразу начнут управлять проектами и людьми".
Брайант набирал себе новых кандидатов в Harvard и в Tuck School of Business (№3 в этом году, №2 - в прошлом и №1 первые два года). Разница очевидна. "Студенты Tuck менее космополитичны, их опыт работы не такой разнообразный, как у выпускников Harvard", - говорит он. "Но у них есть отличные аналитические способности. Хотя кандидаты их Harvard выигрывают в концептуальном понимании вещей, на детальное исследование рынка и составление финансового аналитического отчета у них уходит больше времени".
Stanford University's Graduate School of Business получила хорошие отзывы и заняла 10 место в национальном рейтинге. В прошлом в этой школе с рекрутерами обращались не слишком обходительно, когда большинство выпускников жаждали славы и богатства в компаниях dot-com или хотели начать собственный бизнес. С тех пор школа сменила управление службы по карьере и стала более приветливой по отношению к рекрутерам. Как сказал один из них: "Студенты относятся к рекрутерам с должным уважением, вероятно, потому что бум Интернета прошел, и школа несколько изменила процедуру отбора кандидатов". Самые свои высокие оценки Stanford получил за высокие аналитические способности слушателей, их способность решать проблемы, за их лидерский потенциал, стратегическое мышление, а также за высокую вероятность принять на работу "звезду".

Не по пути

Cornell University's Johnson Graduate School of Management оказалась на последнем месте среди университетов Ivy и лишь на одну позицию выше UCLA в национальном рейтинге. Самый большой недостаток для рекрутеров: расположение и еще раз расположение. "Слушатели Cornell - хорошие специалисты с разнообразным опытом, а программы школы имеют практическую направленность", - говворит Тобиас Хартман (Tobias Hartmann), вице-президент одного из подразделений Reed Elsevier PLC. "Недостаток школы в том, что она расположена вдали от всего". Администрация Johnson School хорошо это знают и их решение - программа авиа-перелетов "Just About Jobs".  С помощью своих выпускников и компании S.C. Johnson & Son Inc для рекрутеров организуют специальные бесплатные рейсы из Нью-Йорка, Бостона и Чикаго. Тактика оправдала себя, и в 2003 году 24, а в этом - 14 слушателей получили предложения о работе.

Комментарии Фейсбук Вконтакте