Необыкновенные приключения MBA в России

Дата публикации

MBA -  программа подготовки именно управленцев, руководителей бизнеса, предлагаемая бизнес-школами по всему миру. Диплом МВА престижной и солидной школы позволяет его обладателю сразу подняться на несколько ступенек карьерной лестницы, занять менеджерскую должность без всякой дополнительной стажировки.
Американское изобретение, МВА пришла в Россию сравнительно недавно — 7 лет назад. Но уже достаточно давно, чтобы пройти путь становления, развития и признания. Пока у нас нет своих Гарвардов и Уортонов и диплом МВА не имеет государственного признания, но приличные знания некоторые российские бизнес-школы дают. Хороших школ немного, не больше десяти-двадцати на всю Россию. Сосредоточены они все главным образом в Москве и Петербурге. То, что они работают, набирают студентов, открывают новые курсы и программы, позволяет утверждать, что у российской МВА есть будущее.
В пользу этого свидетельствует и то, что национальная МВА должна получить в скором времени государственную аккредитацию: значит, выпускники программы впредь будут располагать не только знаниями, но и признаваемым на всей территории России документом об образовании.

Наш опыт

В Советском Союзе менеджеров никто не готовил. Специальность "экономика и управление" появилась в вузах лишь в 70-х годах, однако учебные планы не имели ничего общего с подготовкой бизнесменов на Западе. Управленцы в России получались сами собой, обучаясь разве что на курсах повышения квалификации. В профессиональной среде принято считать, что собственно бизнес-образование появилось в 1988 году, когда постановлением Совмина СССР были открыты Высшая коммерческая школа при Министерстве внешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса при Академии народного хозяйства (ВШМБ). В конце 80-х открываются многие другие бизнес-школы, сохранившиеся по сей день, в том числе школа МИРБИС при Российской экономической академии имени Плеханова, школа бизнеса МГИМО (позже переехавшая в АНХ и ставшая Институтом бизнеса и делового администрирования), школа бизнеса МГУ и прочие.
Школы бизнеса обычно возникали при именитых образовательных структурах и через год-другой обособлялись. Сравнивать их с многопрофильными государственными университетами по меньшей мере некорректно. У них разные масштабы деятельности и разные задачи: университеты дают теоретическое образование, в процессе учебы ориентируя студентов не столько на практику, сколько на научные исследования. Школы бизнеса готовят (или переподготавливают) практиков: там в первую очередь изучают прикладные бизнес-дисциплины и отрабатывают "умения", то есть технику ведения бизнеса. В отличие от университетов, школы, как правило, не имеют системы кафедр, значительная часть преподавателей — "почасовики". В Москве уже сформировался "золотой фонд" профессоров, читающих одновременно лекции в нескольких бизнес-школах (мы собираемся рассказать о них в одном из следующих номеров журнала).
Первые программы МВА в России появились в 1992 году. Пионерами считаются Школа бизнеса при Российском университете дружбы народов (РУДН) и Высшая школа международного бизнеса при АНХ. Красочным зрелищем был первый выпуск магистров ВШМБ в 1993 году: черные мантии и квадратные шапочки с кисточками напоминали о далеком Гарварде. В последующие годы программы MBA открывают многие московские бизнес-школы: Международная школа бизнеса Государственной академии управления, Высшая коммерческая школа при МВЭС, Институт бизнеса и делового администрирования и другие. Оставаясь прежде всего столичным явлением, аналогичные программы появляются и в других крупных деловых центрах. В Санкт-Петербурге есть две программы MBA, созданные преподавателями питерских вузов совместно с европейцами. Наиболее известна MBA Института международного менеджмента (IMISP) — совместный проект ЛГУ и четырех европейских бизнес-школ: Боккони (Италия), Хенли (Великобритания), Лиона (Франция), Барселоны (Испания). Неплохую репутацию имеет MBA школы "ЛЭТИ-Лованиум" — проект Электротехнического университета Санкт-Петербурга и Католических университетов Левен и де Лова (Бельгия).
Курс на Запад
Программы MBA, существующие в России, по формальным признакам можно классифицировать так же, как и западные: они бывают очными (full-time), вечерними (part-time) и очно-заочными, или модульными (modular executive). Последние рассчитаны на людей, живущих вдали от школы бизнеса: в школу они приезжают на очные сессии, после чего учатся дома (большинство MBA в России — вечерние или очно-заочные). Кстати сказать, вечерние и очно-заочные программы пользуются наибольшим спросом у студентов, большинство из которых составляют работающие бизнесмены, специалисты. По содержанию программа MBA может быть общей (general) или специализированной. Российские бизнес-школы обычно дают общую программу. Из специализированных наиболее известны MBA МИРБИСа со специализацией в области маркетинга или финансов и MBA Высшей коммерческой школы со специализацией в области туризма и гостиничного дела. По срокам обучения наши программы MBA ближе не к американскому, а к европейскому образцу: студенты чаще всего учатся не два года, а год-полтора.
Набор предметов, которые входят в учебные планы MBA, во всем мире примерно одинаков, как и продолжительность программ (около 1.000 аудиторных часов плюс в два раза больше времени на самостоятельную работу). Сложившейся образовательной модели в общих чертах стараются следовать и российские бизнес-школы. Предметы условно делятся на четыре группы: дисциплины, изучающие среду бизнеса (экономическая теория, предпринимательское и налоговое право, профессиональная этика и т.д.); научные основы бизнеса (финансы и бухучет, количественные методы, статистика, организационное поведение); базовые курсы (менеджмент, маркетинг, управление персоналом и т.д.); специальные и специализированные дисциплины (управление проектами, управление инвестициями, логистика внешнеэкономической деятельности и т.д.). Кроме того, слушатель готовит магистерскую диссертацию, основанную на самостоятельной работе прикладного характера. Особое место в обучении магистров управления бизнесом занимает Case-study — решение конкретных практических задач (вначале в наших бизнес-школах материалы "кейсов" часто просто брались из российской деловой прессы, а совсем недавно вышел первый учебник по case-study).
Одна из главных проблем наших MBA с первых дней существования сводилась к отсутствию официального признания — понятия MBA не было ни в одном государственном реестре специальностей. Несмотря на то что такая проблема — пережиток советского прошлого (в большинстве цивилизованных стран аккредитация учебных программ проводится общественными организациями, и государственные органы ее только фиксируют), она, судя по всему, еще долго останется актуальной: в России традиционно не доверяют дипломам негосударственного образца. Поэтому солидные бизнес-школы, работающие под государственной крышей, стали выдавать два диплома: первый диплом — о присвоении степени MBA этой школы, а второй — диплом того учебного заведения, в стенах которого они работают.
Чтобы выдать второй диплом, каждая школа выбирала один из трех обходных путей: в официальных бумагах называла свою программу MBA курсами повышения квалификации (около 500 часов), вторым высшим образованием (около 2.000 часов) или подготовкой магистров по специальности "Экономика и управление" (в первой половине 90-х годов по инициативе тогдашнего председателя Госкомвуза Владимира Кинелева некоторые вузы перешли на двухуровневую систему подготовки специалистов "4 года +2 года" — "бакалавр плюс магистр"). Был еще четвертый вариант: приравнять MBA к аспирантуре и выдавать по окончании степень кандидата экономических наук, однако такое решение проблемы показалось вовсе абсурдным. По первому пути пошла, в частности, ВШМБ, по второму — МИРБИС, по третьему — Международный университет, а также многие негосударственные вузы, не имеющие государственной базы (те, у кого не было аккредитации, — например, Международная высшая школа, — выдавали лишь свой диплом MBA).

Все как за границей, только дома

Первые российские MBA были именно российскими — участие иностранцев сводилось к консультированию. По окончании такой программы студент также получал возможность постажироваться за границей, зачастую на деньги зарубежных благотворителей. Однако, по мере того как на российском рынке укрепляли свои позиции зарубежные компании, стали появляться и западные программы MBA — их дипломы можно было получить без выезда из России. Такие программы рассчитаны прежде всего на людей, которые планируют работать в представительствах западных компаний или за рубежом. Нельзя сказать, что все менеджеры по персоналу иностранных фирм в России не признают дипломы наших бизнес-школ (дипломы ведущих вузов, например, они принимают охотно), но во многих случаях западная "корочка" для соискателя будет предпочтительнее.
Сегодня в России можно получить дипломы многих западных вузов по разным схемам. Первый вариант — человек учится по западной программе, которую продает представительство западного вуза, и получает западный диплом (например, MBA университета Тихоокеанского побережья — заочного вуза, созданного в США во время Великой депрессии для экономического "ликбеза"). Второй вариант — обучаясь по российской программе, слушатель выполняет ряд контрольных работ для западного университета и получает два диплома (например, обучаясь в МИРБИСе, можно за дополнительную плату получить диплом London Guildhall University). Третий вариант — обучение по западным программам, размещенным в российских бизнес-школах. Сегодня этот вариант наиболее распространен, и эти программы правильнее называть "смешанными". То есть там учат по западным методикам и западным учебным планам, но, во-первых, они адаптированы, а зачастую и сокращены для нашего студента (обычно лучше западного подготовленного по базовым дисциплинам) и, во-вторых, занятия ведут не столько иностранцы, сколько наши преподаватели — как "мультипликаторы", прошедшие курс обучения за рубежом, так и доморощенные профессора. При этом диплом в большинстве случаев выдается точно такой же, как в западной школе-партнере, и на том же языке.
Таких программ с каждым годом появляется все больше — спрос на них особенно велик. Например, Всероссийская академия внешней торговли предлагает MBA Торгово-промышленной палаты Парижа, ВКШ при МВЭС — MBA французского института IEMI. В АНХ можно найти программу любой "национальности" — здесь есть как российская MBA (в ВШМБ), так и бельгийская (Институт бизнеса и делового администрирования, партнер — школа бизнеса Антверпенского университета (UFSIA)), английская (Московская высшая школа социальных и экономических наук, созданная при поддержке Джорджа Сороса, партнер — Кингстонский университет), немецкая (Российско-немецкая высшая школа управления, партнеры — несколько немецких университетов), французская (Российско-французский институт менеджмента, партнер — университет Нанси-2). В Институте бизнеса и экономики при АНХ размещена наиболее известная западная программа, по которой можно учиться в России, — MBA California State University (Хейвард, США). Программа известна тем, что аккредитована Американской ассамблеей университетских школ бизнеса (American Assembley of Collegiate Schools of Business — AACSB), которая за 80 лет существования накопила в этом деле богатейший опыт.
Есть и еще один, пока уникальный вариант: в Москве открыт и уже несколько лет работает Американский институт бизнеса и экономики (AIBEc, см. "Обучение за рубежом" №3(4), 1999). Он существует только в России, предлагает свою программу МВА и выдает свой диплом.
По цене чисто российская МВА в несколько раз дешевле программ, предлагаемых в престижных школах на Западе. Она стоит в среднем $3.000-$5.000 в год. Западные МВА, продаваемые в России, дороже — от $4.500 до $20.000 за полный курс обучения.
Вопрос о качестве "смешанных" программ стоит, что называется, ребром — редкая бизнес-школа, высоко котирующаяся у себя на родине, станет экспортировать диплом. (Есть, однако, исключения: например, знаменитая Лондонская школа экономики — LSE. В России программу LSE предлагает Международный институт экономики и финансов при Высшей школе экономики). Поэтому западные бизнес-школы, представленные в России, в основном "середнячки". Даже программа Калифорнийского университета не занимает первых строк в национальных рейтингах.
Но надо учитывать, во-первых, что именно средний эшелон школ составляет основу бизнес-образования на Западе. Суперпрестижных, элитарных школ, занимающих первые строчки рейтингов, немного. Они, действительно, хороши. Но на них свет клином не сошелся, да и не всем они подойдут (чтобы попасть в лучшую школу, надо иметь недюжинные способности, упорство, отличные результаты тестов и много денег).
Во-вторых, не стоит считать бизнес-школы, выходящие на российский рынок, эдакими аутсайдерами, не находящими себе применения на родине. Продавать откровенную халтуру никто не заинтересован: внедрение иностранной MBA в России — это бизнес и для иностранцев, и для нашей бизнес-школы (последняя должна не только заработать сама, но и поделиться прибылью с партнером). Если программа не находит спроса, бизнес прогорает — клиент нынче пошел разборчивый. И прежде чем записаться на программу, он обойдет и сравнит не одну и не две школы. Ректоры бизнес-школ с удовольствием рассказывают, как слушатели освистывают некомпетентных или даже неартистичных преподавателей. Время откровенно слабых программ, дешевого ликбеза с Запада, по мнению ректоров, уже позади.

Выбери меня!

Если в начале 90-х программы MBA в России были рассчитаны на неудавшихся физиков и лириков, решивших заняться бизнесом, то сегодня основной контингент бизнес-школ — люди 30-35 лет с опытом работы, которым необходимо повысить квалификацию. Именно так дело обстоит в европейских странах, на которые ориентируются российские создатели MBA: после получения высшего образования человек делает карьеру, начиная с низших должностей, у него возникает нехватка управленческих или функциональных навыков, и он идет за ними в бизнес-школу. Однако, помимо менеджеров среднего звена, решивших доучиться, в российские бизнес-школы все же идут люди, не имеющие опыта работы, в надежде на то, что диплом поможет им трудоустроиться. Именно они портят репутацию программ MBA в рекрутерской среде. Однако некоторые бизнес-школы не ставят заслонов такой публике и охотно берут людей без опыта работы, лишь бы те платили деньги. Обучение в бизнес-школе в среднем стоит 3-5 тысяч долларов в год, и экзамены или собеседование зачастую формальны. Исключение — те западные программы, где нужно сдать экзамен по иностранному языку, поскольку без него человек ничего не поймет на лекциях. По мнению экспертов, без опыта работы не стоит идти на MBA. Базовое экономическое образование лучше получать в вузах, в том числе в Высшей школе экономики (ВШЭ), МГУ, Государственной академии управления — там это вообще можно сделать бесплатно.
Важно также понимать, что МВА — очень насыщенная, интенсивная и достаточно трудная программа. Чтобы получить диплом, надо приложить немалые усилия: не пропускать занятия, много заниматься самостоятельно, сдавать промежуточные тесты и курсовые экзамены. Принцип: "Я заплатил, а вы уж как хотите, но выдайте мне диплом" здесь не срабатывает (во всяком случае, в ведущих российских бизнес-школах). Так что если у вас нет мотивации и конкретных серьезных намерений, лучше не тратить время и деньги.
Ответ на вопрос, какую MBA выбрать — российскую или западную, зависит от того, с какой компанией вы намерены связать свою карьеру. Если сделан выбор в пользу западной компании, лучше идти на программу иностранной бизнес-школы. Национальная принадлежность компании поможет определить, какую именно MBA — французскую, американскую, немецкую или иную — вам предпочесть. В этом случае есть вероятность того, что вам пригодятся не только знания, но и сам диплом. Диплом же российской MBA пока ценится невысоко — идти на эти программы лишь ради "корочки" неразумно, хотя знания, адаптированные к российской действительности, вы получите.
Объективных рейтингов бизнес-школ в России никто еще не составил, и вероятность их появления весьма сомнительна. Однако тяга к всевозможным классификациям в России велика. Еще в начале 90-х, когда бизнес-образование только разворачивалось, журналисты, преподаватели и начинающие бизнесмены "носились" с рейтингом бизнес-школ из "Финансовых известей" (на деле это был не рейтинг, а всего лишь список), где под номером один значилась школа бизнеса МГИМО, под номером два — ВШМБ. Теперь рейтингов бизнес-школ не сосчитать, однако им вряд ли стоит доверять. Ректор солидной бизнес-школы, рекомендуя мне составить рейтинг, совершенно серьезно говорил, что одним из критериев может быть количество автомобилей на балансе школы.
Все бизнес-школы обязаны представлять лицензию Министерства образования (без этого они вообще не имеют права работать), определенным показателем качества иногда считают сертификат Торгово-промышленной палаты, однако в Москве его получили едва ли не все учебные заведения делового профиля. Выбирая бизнес-школу, поговорите с друзьями — рекомендация человека, который там успешно поучился, порой значит больше, чем любой знак качества или реклама. Лучше идти в школы бизнеса с раскрученной торговой маркой (это солидный довесок к государственному диплому). Общаясь с сотрудниками школы, попросите образцы раздаточных материалов (отговорки типа "сейчас готовятся новые" не принимайте — они либо есть, либо их нет), а также обязательно попробуйте посетить занятие. Загляните на веб-сайт школы. У серьезной школы он должен быть. Узнайте, в каких международных ассоциациях школ бизнеса состоит выбранная вами школа. Международные организации, как правило, не принимают всех подряд. Поинтересуйтесь, кто читает лекции в выбранной школе, — на MBA вам нужны не ученые с мировым именем и сотней опубликованных книг, а преподаватели-практики, знающие реалии бизнеса.
И, наконец, одна из главных рекомендаций, которая, очевидно, будет актуальна лишь в будущем учебном году: если вы решили получить российскую степень MBA, лучше идти в ту бизнес-школу, программа которой имеет государственную аккредитацию.

Нарисуем - будем жить?

Лоббированием в Министерстве образования РФ идеи огосударствления MBA Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) занимается уже давно, однако осуществить мечту стало возможно лишь сейчас, когда министром стал Владимир Филиппов, ранее возглавлявший РУДН, — школа бизнеса этого вуза испытывала те же трудности, что и прочие. 5 марта 1999 года Филиппов подписал приказ № 574 "Об организации профессиональной переподготовки в области делового администрирования по программам MBA". Управлению послевузовского образования поручено "ввести квалификацию "Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)" по направлению "Менеджмент" и установить соответствующей формы диплом государственного образца о профессиональной переподготовке". Учебно-методическое объединение Высшей школы экономики разрабатывает государственные требования к содержанию программ MBA и примерные учебно-тематические планы. РАБО обещает определить порядок лицензирования бизнес-школ, дающих MBA, на основе рекомендаций Европейской программы повышения качества бизнес-образования (EQUAL).
MBA в России будет проходить по категории дополнительного (послевузовского) образования. Президент РАБО Леонид Евенко подчеркивает, что требования к нашей MBA должны быть очень гибкими и ориентироваться прежде всего на европейский опыт. Предполагается, что с сентября этого года первые бизнес-школы получат автоматическую аккредитацию и право выдавать диплом государственного образца. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов не исключает, что, создав стандарты MBA, в ближайшие годы мы сможем достичь уровня ведущих мировых бизнес-школ. Леонид Евенко замечает, что внедрение единых требований к MBA позволит изменить технологии образования (меньше будет лекций, больше проектов). Оба ректора подчеркивают, что, несмотря на государственный статус, MBA в России останется платной, а государственная аккредитация будет гарантией качества программы.
Насколько справедливы столь оптимистичные оценки, пока судить рано. Государственное признание — несомненное благо, поскольку отсекает явную халтуру (хотя нельзя поручиться, что члены государственной аттестационной комиссии всегда будут объективны). С другой стороны, стандарты, на основе которых должна проводиться аттестация, могут сослужить бизнес-образованию дурную службу. Не исключено, что при их составлении придется учитывать мнения людей, не слишком сведущих в бизнес-образовании, — министерских чиновников и консервативных профессоров государственных вузов, — а рекомендации EQUAL, весьма абстрактные в представлении российских бюрократов, отойдут на второй план. Впрочем, есть надежда, что РАБО, ставшая очень авторитетной общественной организацией, сможет отстоять идею "гибкого стандарта" и сохранить ориентацию MBA на лучшие европейские образцы.
Программы MBA в России все еще переживают пору становления. Пока работодатели не спешат вставать в очередь за выпускниками даже самых солидных российских бизнес-школ: в опросе рекрутинговых агентств, который проводил в декабре прошлого года журнал "Деньги", не фигурировали ни бизнес-школы, ни представительства западных вузов. Пока экономика страны остается полукриминальной, будет сохраняться значительный разрыв между теорией и практикой — тем, чему учат бизнес-школы, и реальной жизнью. Однако это вовсе не означает, что учиться пока не стоит. В конце концов, дополнительные знания, умения и навыки никогда не помешают.


Комментарии Фейсбук Вконтакте