Идет эксперимент: MBA в России

Дата публикации

Российские вузы стали заниматься преподаванием делового администрирования еще в начале 90-х и в течение десяти лет экспериментировали, пытаясь приспособить к здешним условиям бизнес-образование западного образца. Оно не вписывалось в отечественный стандарт, согласно которому квалификация специалиста присваивается только через пять лет обучения в вузе. Учебные заведения всячески изощрялись, чтобы показать соответствие программы МВА этому стандарту - поэтому программы представляли собой комбинацию аналога западного стандарта и российского государственного диплома. Например, выпускник получал степень МВА и одновременно диплом о профессиональной переподготовке. И лишь в 2000 году ввели диплом о дополнительном к высшему образованию.

К 1999 году Министерство образования осознало необходимость бизнес-образования и в порядке эксперимента разрешило пятнадцати вузам ввести обучение по программе МВА. В основу эксперимента были положены специально разработанные "Государственные требования" к подготовке менеджеров по программе "Мастер делового администрирования", утвержденные в ноябре 1999 года министром образования России. Экспертная комиссия разослала информацию вузам, все желающие вузы прислали заявки с описанием своей учебной активности в области МВА или "программ-аналогов", комиссия дала оценку, и вузы, набравшие большее количество баллов, сформировали первую группу. На втором этапе, летом 2000 года, к ним присоединились следующие пятнадцать участников эксперимента.

На основе американских, голландских, итальянских стандартов и стандарта efmd (Европейского фонда развития менеджмента, чьим активным членом является Российская ассоциация бизнес-образования) был разработан российский стандарт.РАБО представила его в European Quality Link -организацию, где 12 европейских стран согласуют свои стандарты, - и получила одобрение.

Согласно государственным требованиям, поступающий на программу МВА обязательно должен иметь высшее образование и, как правило, стаж работы не менее двух лет. Слушателей, из которых должны получиться менеджеры-дженералисты, обучают всему комплексу вопросов, связанных с управлением предприятием, они проходят четыре цикла дисциплин - от базовых до более специализированных, которые тоже определяются стандартом. В рамках МВА возможна некоторая специализация, обязательна работа над собственными проектами, проводятся тренинга. Всего на подготовку уделяется 1000 часов плюс английский язык - именно по этой программе сейчас работают тридцать участников эксперимента.

Важным этапом развития бизнес-образования в России стало то, что тогда еще российский премьер Владимир Путин в марте 2000 года разрешил присваивать профессиональные квалификации по программам обучения взрослых с высшим образованием, длящимся свыше 1000 часов. Именно их выпускникам выдается диплом о дополнительном (к высшему) образовании.

В ноябре-декабре 2000 года экспертная комиссия провела мониторинг 15 участников эксперимента. Вузы предоставляли самоотчет: как они оценивают свое соответствие требованиям, а эксперты проверяли соответствие самоотчета действительности - критериев оценки было 44. Нижегородский университет не предоставил данных и выпал из эксперимента, остальные 14 вузов получили положительную оценку - то есть они соответствуют государственным требованиям (все получили балльную оценку выше средней).

По итогам мониторинга эксперимента до 15 января должна быть принята новая редакция "Государственных требований к программе МВА". По-видимому, до лета 2001 года эксперимент закончится, и вузы, претендующие на программы МВА, будут получать лицензию и аккредитацию.

Порядок лицензирования утвержден управлением аккредитации Министерства образования в ноябре 2000 года (в нем, кстати, допускается меньший процент преподавателей с научными степенями, чем в вузе, - это нужно для того, чтобы привлечь к преподаванию представителей бизнеса). Я считаю, что создана нормативно-правовая база, чтобы широкий круг учебных заведений мог претендовать на преподавание по программе МВА.

Естественно, у российских МВА есть проблемы. Это, прежде всего, излишний академизм, в сильных вузах - давление магистратуры. Среди преподавателей мало тех, кто реально работает в бизнесе. Нет попечительских советов с участием представителей бизнесменов-практиков. Один из больных вопросов - это вопрос жесткости контроля: ведь привычный нам устный экзамен не позволяет адекватно проверить знания. Взрослому человеку невозможно влепить "двойку" - значит, нужно разрабатывать компьютерные тесты, повсеместно принимать письменные экзамены.

Эксперимент показал, что типовые программы мало полезны: в бизнес-образовании должна быть гибкость. С появлением правовой базы вузы получили возможность создавать программы МВА - если они докажут, что способны на это. Но не следует стремиться к увеличению числа таких вузов: пусть их лучше будет меньше, но они смогут обеспечивать качество образования. Министр образования тоже считает, что МВА должно быть высококачественным, возможно, даже эксклюзивным образованием.

На Западе аккредитацию бизнес-образовательных программ дает не только государство, но и различные ассоциации. Для россиян, однако, важнее государственное признание, профессиональной общественной аккредитации у нас пока не особенно верят.

С другой стороны, бизнес-школы опасаются государственного давления и бюрократического произвола. Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что государственная аккредитация устанавливает по мировым стандартам не очень высокую планку. Крупные технические вузы, подавая заявку на учреждение у себя программы МВА, даже не думают, что кто-то может им в чем-то отказать. Поэтому РАБО все-таки хочет учредить общественную аккредитацию, которая должна быть гарантией высокого качества специалистов на уровне мировых стандартов.
Тем, кто выбирает для себя программу МВА, я посоветовал бы тщательно ознакомиться с программами МВА разных вузов, в том числе и вывешенными в Интернете. Программы и формы обучения бывают самые разные, и цена тоже: в Воронеже чуть ли не $700, в Москве - $$5000-10000 за два года. Очень не рекомендую слишком верить рейтингам, которые регулярно публикуются. Объективно обоснованный рейтинг методически очень трудно сделать, да еще в условиях давления отдельных интересов. И не следует придавать сейчас особого значения нынешнему списку вузов-новаторов: пока что идет эксперимент, он скоро закончится, лицензирование начнется снова, и доверять можно будет тем программам, которые получат государственную лицензию к следующему учебному году.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте