Executive MBA с женским лицом

Дата публикации 24.03.2009

Начиная с января этого года первое, что видят посетители сайта CornellEMBA.com, - фотография женщины, студентки EMBA.

Пока что женщины составляют всего 22% от общего числа студентов программы Executive MBA школы бизнеса Johnson School of Business при Cornell University. Фотография же призвана показать новое лицо программы, где мужчина уже не будет доминировать. Это часть масштабной кампании по привлечению большего числа женщин, говорит Камилла Морган (Camilla Morgan), ассистент директора по приему студентов и маркетингу программ EMBA Корнельского университета.

Многие школы уже предприняли похожие шаги, чтобы увеличить количество претенденток с помощью персональных сетей по подбору женщин, изменения требований к нормативам аудиторных занятий и привлечения большего числа мобильных сотрудников. Но хотя в последние годы возрос интерес к ускоренным программам без отрыва от работы, разработанным для специалистов со стажем работы свыше 10 лет, школы заявляют, что им предстоит еще многое сделать, чтобы привлечь больше женщин.

В настоящее время женщины составляют менее 20% в списках студентов EMBA, а на некоторых самых престижных программах - всего 5%. При этом на программах Full-Time MBA женщин около 30%, а на Part-Time MBA - более 40%.

Медленно запрягали

По мнению экспертов, низкий процент женщин на программах Executive MBA во многом обусловлен теми же причинами, по которым женщины отказываются поступать на программы Full-Time MBA. Некоторые дамы заняты заботами о семье, что не является столь значительным фактором для мужчин (большинство программ EMBA рассчитаны почти на два года, в течение которых половина выходных дней полностью занята). Другим женщинам приходится с большим трудом добиваться финансирования дорогостоящего образования у своих работодателей. Те же женщины, которые не могут в силу ряда причин дальше продвигаться по карьерной лестнице в компании, где они работают, не видят смысла в получении MBA. Следует также отметить, что до недавних пор школы сосредотачивали свои усилия на привлечении женщин только на основные программы Full-Time MBA. Чтобы изменить ситуацию, некоторые школы вместе со своими выпускницами запустили кампании, которые помогут наладить связи между недавними выпускницами и студентками, чтобы увеличить число поступающих женщин и найти наставниц для нынешних студенток. Джиллиан Кор (Gillian Core), предпринимательница, в августе окончившая программу EMBA Колумбийского университета (Columbia Business School), еще будучи студенткой создала женскую студенческую организацию. На сегодняшний день эта организация (являющаяся частью женского клуба Columbia Women in Business) помогла увеличить число потенциальных кандидаток до нескольких сотен только за счет персональных телефонных звонков, говорит Кор.

В Wharton School при University of Pennsylvania одна из сотрудниц факультета более половины своего времени посвятила тому, чтобы больше самых разных людей, в том числе женщин, могли учиться по программе EMBA в Сан-Франциско. Мори Тахерипур (Mori Taheripour) начала свою работу в этом направлении в 2006 году, с тех пор количество женщин на программе EMBA увеличилось на 10% и достигло 25%. «Если разнородность состава студентов становится приоритетом, это окупается, - считает Тахерипур, - приходится полностью отдаваться этой работе». Она занимается в первую очередь набором людей через местные организации, а также устраивает мероприятия для женщин, поступающих в бизнес школу, где проводятся персональные тренинги и можно познакомиться с другими женщинами.

Другие университеты используют деньги, полученные за обучение, для привлечения женщин, как это делают, например, London Business School и мадридская школа IESE, которые выплачивают женщинам стипендии. Администраторы школ заявляют, что стипендии предоставляют возможность учиться тем женщинам, которые «вынуждены бороться за финансирование своего образования», говорит Линден Селби (Linden Selby), старший руководитель приемной комиссии LBS, которая каждый год присуждает две стипендии, покрывающие 50% стоимости обучения. По данным Совета программ EMBA (EMBA Council), членской организации, занимающейся вопросами программ ЕМВА, в то время как 32% студентов EMBA полностью финансируют свое обучение за счет работодателей, около 36% получают лишь частичную помощь. Стоимость программ при этом может превышать $150 тыс.

Удобный формат

Некоторые школы дошли до того, что предлагают программы нового формата, специально рассчитанные на женщин. Модульная программа EMBA в Emory University, открытая в 2002 году, предполагает девять курсов обучения на протяжении более 21 месяца. Сейчас на программе 33% женщин, в то время как на традиционной программе EMBA количество женщин составляет 20%. Программа нового формата была запущена после того, как на школу обрушился шквал заявок от компаний, спонсирующих обучение своих сотрудников, и потенциальных кандидатов с просьбами сделать более гибкими временные рамки. «Женщины с маленькими детьми стремятся проводить выходные дома», - говорит директор приемной комиссии Джоан Кунрод (Joan Coonrod).

В мадридской IE Business School существует 13-месячная программа EMBA, совмещающая 2 онлайн- и три аудиторных курса. На программе 32% женщин, тогда как на традиционной программе EMBA их всего 20% от общего числа студентов. По словам Селии де Анка (Celia de Anca), директора центра Center for Diversity in Global Management при школе IE, именно гибкий график обучения позволил привлечь больше женщин. «Мы выделяем здесь два основных момента: расписание и возможность повлиять на результат», - считает Селия. Школа также приложила большие усилия для того, чтобы на занятиях по методу практического анализа (case studies), проводящихся в школе, рассматривались примеры из опыта разных женщин. Это сделало такие занятия более интересными для дам.

«Повышенное внимание к увеличению числа студенток на бизнес-программах - хороший знак как для самих школ, так и для учащихся, которые хотят продвинуться по службе, - говорит Дебора Сун (Deborah Soon), вице-президент нью-йоркской некоммерческой организации Catalyst, оказывающей помощь женщинам в бизнесе, - если школы хотят выжить и обеспечить себе стабильный доход, им нужно привлекать не только мужчин, но и женщин». Она добавляет, что налаживание межполового баланса пойдет программам на пользу. По мнению Деборы, женщинам, занимающим руководящие позиции, степень MBA поможет подняться по карьерной лестнице и «занять достойное место среди конкурентов».

Результаты исследования, проведенного центром, занимающимся проблемами женщин в бизнесе (Centre for Women in Business), при London Business School, показали, что большая доля женщин в составе студентов является важным фактором успеха. «Наилучший результат команда показывает при оптимальном балансе 50 на 50, и мы рассчитываем добиться такого соотношения, - говорит Линден Селби (Linden Selby), старший менеджер приемной комиссии школы, - трехлетний опыт существования исследовательского центра демонстрирует потенциальным кандидаткам нашу заинтересованность в привлечении женщин-руководителей». Усилия по продвижению центра и образования для женщин уже вознаграждаются. В 2009 году на программе EMBA в LBS обучается 21% женщин, а в прошлом году их было только 18%.

Трудности еще впереди

Однако некоторым школам едва ли удастся привлечь на свои программы больше женщин. Сьюзен Эшфорд (Susan Ashford), заместитель декана программы EMBA в Ross School of Business при University of Michigan, считает, что женщины, делающие карьеру руководителя, иногда сталкиваются с невозможностью дальнейшего продвижения по службе. Иногда в такой ситуации они уходят с поста. По данным организации Catalyst, почти 50,6% женщин в бизнесе в США являются руководителями или специалистами, но только 15,7% женщин входят в число 500 самых богатых сотрудников корпораций. «Большинство из них, вероятно, имеют еще и не менее трудоемкие обязанности по воспитанию детей», - говорит Эшфорд из University of Michigan, где 19% студентов на программе EMBA - женщины.

Лиза Кенгетер (Lisa Koengeter), помощник директора программы EMBA в University of Illinois в Урбане-Шампэйн (Urbana-Champaign), считает, что трудно привлечь женщин, которые одновременно работают и растят детей. На программе 19% женщин, процедура подачи документов на поступление непрерывная. «Я очень надеюсь, что кандидаток станет больше, - говорит Кенгетер, - но, если реально смотреть на вещи, возможно, этого и не случится, поскольку за последние 30 лет мало что изменилось».

 

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте