Клуб для продвинутых

Дата публикации

"Не сплю на ходу, активен, могу оплатить собственное повышение квалификации, наделен здоровой порцией амбиций", - как бы говорит работодателю эта, сама по себе отнюдь не дешевая "корочка".

"Верхи" не могут, но живут по-старому

Биография отечественных высших школ делового администрирования насчитывает всего десять скромных лет. В то время как, скажем, американское бизнес-образование существует с 1896 года. Появление на свет первых российских МВА было обусловлено жесточайшим дефицитом квалифицированных управленцев на рынке труда.
В дальнейшем, как ни парадоксально, упомянутый дефицит ничуть не притупился, а наоборот, стал нарастать по мере ухода со сцены управленцев старого, "госплановского", образца. Причина повышенного спроса на руководителей разных уровней и производств кроется также в том, что многие владельцы известных компаний, поднявшиеся к вершинам бизнеса на волнах перестройки, были обязаны своим успехом скорее личным качествам (обостренной интуиции, вкусу к риску, "коммерческому характеру"), нежели достоинствам полученного за партами вполне советского образования. Сегодня время вдохновенных дилетантов позади, "бизнес на коленке" перестал быть единственно возможной и универсальной формой предпринимательства в России. Вдобавок у руководителей рейтинговых фирм поднакопилась определенная усталость, желание передать дело надежному наследнику. В этих условиях взоры финансовых магнатов закономерно обращаются к выпускникам пока не столь уж многочисленных школ МВА. Соответственно, шансы занять самый высокий пост в коммерческой структуре у обладателей заветного диплома явно выше.
Так сертификат "Мастера делового администрирования" стал непреложным элементом имиджа теперь уже и российского предпринимателя. Неслучайно самые именитые университеты и академии двух столиц обзавелись собственными бизнес-школами, да не одной. Многие "кузницы новых администраторов" заключают договора с западными школами о взаимном признании дипломов, что, безусловно, влияет на цену обучения, зато выпускные документы автоматически приобретают международный статус.
В рамках широкого эксперимента, организованного несколько лет назад Минобразования России, было отобрано более 30 центров знаний, получивших официальное разрешение выдавать дипломы МВА государственного образца. Однако специалисты уверенно называют лишь шесть крупных институтов в Москве и Санкт-Петербурге, качество преподавания в которых можно назвать почти безупречным.

Чему учат в школах бизнеса?

Скажем честно: набор знаний, который предлагают MBA, можно получить и "самотеком" - посещая, скажем, близлежащие к дому платные курсы по той или иной сфере бизнеса. Но, говорят знатоки, выйдет дороже и хлопотнее. "Оптом дешевле и удобнее", - утверждают те, кто сам прошел эти курсы. "И компактнее: у нас все включено и учтено!" - добавляют организаторы подобных школ.
В течение двух лет активного обучения в режиме свободного диалога и анализа больных проблем слушатели изучают маркетинг, основы финансов, бухгалтерский учет, консалтинг, азы стратегии и тактики управления. Будущим капитанам бизнеса предлагают также базовые курсы по основам организационного поведения, делового общения, особенностям национальной экономики, предпринимательства. Кроме того, каждая лицензированная бизнес-школа славится особой, фирменной, специализацией на рынке знаний: лицо программы, ее индивидуальность определяет спектр курсов на выбор, число которых в некоторых случаях превосходит 80-100 направлений. Вот некоторые из спецкурсов: "Внешнеэкономическая деятельность", "Малый и средний бизнес", "Конкуренция", "Брендинг", "Рекламное дело" и т.п.

Особенности для взрослых

Почти 100% слушателей подобных школ имеют высшее образование, а подавляющее большинство - богатый профессиональный опыт. Средний возраст "учеников" - от 25 до 35 лет. Отсюда вытекают два принципиальных вывода. Во-первых, поступая в школы сети МВА, многие справедливо рассчитывают попасть в свою "родную" (по финансовым возможностям) стихию, завязать полезные контакты, а в дальнейшем, возможно, открыть деловой проект в партнерстве с бывшими однокурсниками. И, во-вторых, в учебных заведениях этого уровня высок, как нигде в другом вузе, удельный вес практических заданий, привязанных к личному производственному опыту слушателей.
"Сюда приходят те, кто достиг потолка своих возможностей в избранной области и, стало быть, созрел для нового шага по пути карьерного роста, - рассказывает Елена Конвисар, заместитель генерального директора Русской промышленной компании (РПК), руководитель департамента корпоративного развития РПК. - Это и позволяет сосредоточить учебные занятия на разборе и решении так называемых кейсов - реально сложившихся бизнес-ситуаций в той или иной отрасли или даже на конкретном предприятии..."
В акценте на практические навыки и ноу-хау одна из отличительных особенностей МВА-образования. Значительная часть занятий посвящена отработке конкретных умений - к примеру, искусству выстраивать бюджет компании, осуществлять контроль затрат, распутывать сугубо российскую проблему неплатежей, работать с "импортными" партнерами.
"Раньше я жила в полной уверенности, что деловой администратор - это тот, кто командует людьми, - говорит Елена Конвисар. - И лишь поступив на первый курс МВШБ, поняла: на самом деле в бизнес-школах учат руководить крупными компаниями - производственным концерном или медицинской клиникой, торговой сетью, киностудией, коммерческим вузом, судоверфью, аквапарком. Чем угодно!"

Зачем приходят в МВА?

Хотя, что греха таить, для многих финансистов, выросших из собственных амбиций, как из старого костюма, поступление в систему МВА - всего лишь тривиальный способ повысить свою рыночную цену. В итоге иные бизнес-программы представляют собой откровенную кальку с западного образца. "Их нужно юридически, ментально привязать к российской почве, - говорит начальник отдела маркетинга Высшей школы корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ Михаил Ермаков. - Наши руководители, в отличие от западных, авторитарны, не умеют доверять подчиненным, грамотно делегировать полномочия и т.п.". С другой стороны, пока ценятся модные "корочки", а не деловые качества их предъявителей, нет смысла делать что-то лучшее. Вдобавок далеко не каждый готов выложить 60 тысяч "зеленых" за двухлетний курс в Гарварде. Обучение в отечественных МВА обходится в среднем от $5 до 10 тыс. К тому же, учась в Москве, вы получаете возможность окунуться в специфическую атмосферу столичного бизнеса. Все это помогает быстрее понять, кто ты, чего можешь достичь и какой "интересной зарплаты" реально достоин.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте