В объятиях МВА

Дата публикации

Тенденции развития бизнес-образования и МВА в частности – это один обширный пазл, который представляет собой картину из множества элементов различной формы и значения. В этом ежегодном обзоре программ МВА вы можете ознакомиться с наиболее существенными элементами мира бизнес-школ. Среди них – глобальные тенденции в сфере рекрутинга, приоритеты при выборе бизнес-школы, возможности финансирования.

Тенденции в сфере рекрутинга

Работая на развивающихся рынках, международные компании с каждым годом повышают ценность компенсационных пакетов для менеджеров, получивших степень МВА, поскольку те являются несущими стенами бизнеса в каждом из регионов, где они присутствуют. Их главный козырь – высокая заработная плата. Мультинациональные корпорации, которые рекрутируют своих сотрудников на глобальном уровне, стремятся сегодня привлечь наилучших выпускников МВА в свои команды. К примеру, размеры заработной платы у выпускников МВА, работающих в странах – новых членах ЕС Румынии и Болгарии, за последний год сделали резкий скачок вверх. Согласно исследованиям, проведенным организацией QS TopMBA.com, средняя величина заработной платы выпускников МВА за 2006 год в американских и европейских компаниях составила $90250.
Со временем разница между компенсационными пакетами в различных сферах бизнеса и разных регионах становится все меньше и даже исчезает, поскольку конкуренция компаний за таланты происходит на уровне равноценных позиций. Так, в 2006 году в отличие от предыдущих лет средний размер заработной платы в сфере консалтинга (США и страны Европы), составляющий $94000, превышает размер заработной платы в сфере финансовых услуг – $93800. Подобная тенденция свидетельствует о том, что компании охотятся за одними и теми же звездами. Анализ изменений уровня заработной платы для выпускников МВА в целом за период с 1993 по 2006 год позволяет говорить о стойкой тенденции к увеличению размеров компенсационных пакетов в сфере консалтинга, финансов, высоких технологий и промышленности.
В то же время эксперты высказывают опасения, поскольку высокий уровень ожиданий со стороны менеджеров может привести к разочарованиям и падению качества работы. Поэтому среди рекомендаций для выпускников МВА сегодня наиболее часто звучит предупреждение о том, что не следует гнаться за "самым большим куском пирога". Намного разумнее будет сделать выбор в пользу компании, способной создать платформу для будущего карьерного роста менеджера в долгосрочной перспективе.
Говоря о прогнозах найма выпускников МВА по всему миру в 2007 году, можно ожидать еще одного скачка вверх – показатели 2006 года свидетельствуют о стойкой тенденции к увеличению количества открытых вакансий для владельцев диплома МВА. Согласно QS TopMBA.com International Recruitment Survey and Salary Report 2006 объем запроса на выпускников МВА-программ по всему миру в целом увеличился на 24% по сравнению с 20% в 2005 году.

Возможности бизнес-школ

Является ли МВА залогом успешного изменения карьеры? Для многих специалистов МВА наилучший способ поменять сферу деятельности и развития карьеры. 37% кандидатов, поступающих в бизнес-школы, отмечают это в качестве главной причины продолжения своего образования на МВА – согласно последним исследованиям QS TopMBA.com. В некоторых регионах, например в Северной Америке, по этой причине едва ли не 60% кандидатов стремятся продолжить обучение на МВА. В этом ключе актуален вопрос, способны ли бизнес-школы дать новые знания и навыки работы, необходимые для успешного построения карьеры в новой для менеджера сфере деятельности?
С одной стороны, высокие требования при поступлении на МВА и условия обучения сами по себе создают условия для подготовки к развитию карьеры в жестких, стрессовых условиях, под постоянным давлением дедлайнов и ограниченных ресурсов. В то же время следует иметь в виду, что участники программы МВА вряд ли смогут благодаря бизнес-школе научиться ответственности, ориентации на результат, гибкости – все эти качества уже должны быть присущи человеку. По мнению некоторых экспертов (среди которых Том Вербек, HR-менеджер Sony Europe), именно эти качества должны стать определяющими при поступлении в бизнес-школу, а не знание языка и математики. Именно такие характеристики личности являются фундаментом эффективной работы. Именно в этом направлении сейчас движутся западные бизнес-школы, делая акцент на лидерский потенциал, предпринимательские качества в своих программах.
Если говорить о тенденциях развития украинского бизнес-образования, то необходимо отметить, что украинские бизнес-школы активнее движутся к западным стандартам обучения, развивают сотрудничество с западными партнерами. Так, программы МВА МИБ были аккредитованы Британской ассоциацией МВА (Association of MBAs) в ноябре 2006 года. В Киево-Могилянской Бизнес-Школе была реализована программа MYGLOBE (для менеджеров компаний, работающих или планирующих работать на глобальных рынках) в рамках стратегического партнерства с INSEAD (Франция). В МИМ-Киев был завершен проект сотрудничества со Всемирным центром конкурентоспособности (IMD-Lausanne) и Советом конкурентоспособности Украины, результатом которого было включение Украины во Всемирный рейтинг конкурентоспособности стран и регионов.

Дело не в рейтингах

Согласно исследованиям, проведенным среди посетителей QS World MBA Tour, – крупнейшей международной выставки бизнес-школ – за последние несколько лет все больше людей со всего мира стремятся получить степень МВА. Они стараются найти ту культурную и деловую среду, которая будет способствовать их развитию как профессионалов, а также даст возможность остаться в стране после выпуска и начать там работать, либо вернуться домой, получив новые возможности и более широкую перспективу. Сегодняшние кандидаты, поступающие на МВА, осуществляют свой выбор исходя из двух главных критериев: многообразие культурной среды в бизнес-школе и окупаемость вложенных в обучение инвестиций.
Какие же факторы определяют многообразие среды бизнес-школы? Прежде всего следует назвать сбалансированность. Баланс между учениками бизнес-школы должен быть отражен не только в том, что они являются представителями различных сторон света, но и обязаны представлять различные социальные слои общества, различные культуры, различные сферы деятельности и образования. Очень важен высокий уровень показателя иностранных студентов в бизнес-школе, а также количество представительниц прекрасной половины человечества среди студентов. Среди американских бизнес-школ, обеспечивающих высокий уровень многообразия культур, сфер деятельности, согласно рейтингу TopMBA.com/Scorecard: Hult International Business School, Ross Business School, University of Washington, Thunderbird (The Garvin SIM).
За последние годы количество девушек, поступающих в бизнес-школы, неуклонно растет. Эта тенденция является частью результатов усилий бизнес-школ по корректировке исторически неравных пропорций в соотношении мужчин и женщин на МВА программах. "В большинстве бизнес-школ всего мира женщины составляют меньше 30% от состава класса, тогда как в других профессиональных школах (например юридических и медицинских колледжах) их доля редко опускается ниже 50%", – рассказывает Ким Китинг из Tuck School, США. – Нам приходится прилагать немало усилий, чтобы достучаться до женщин". "Похоже, уже никто не сомневается в том, что бизнес-образование весьма существенно влияет на карьеру женщин, – соглашается Нунцио Квакварелли, директор QS World MBA Tour. – Некоторые крупнейшие международные компании-рекрутеры МВА, такие как AT Kearney, Booz Allen Hamilton, Lehman Brothers и Morgan Stanley, также являются организациями с большим количеством примеров успешных бизнес-леди как на среднем, так и высшем уровнях управления".
Вторым важным критерием выбора бизнес-школы, как уже было отмечено выше, является скорость возврата инвестированных средств в обучение на МВА. Известно, что оплата за обучение является наиболее сложным, даже ужасающим вопросом. На этом фоне меркнут такие проблемы, как уход с работы, переезд в другую страну, жизнь вдалеке от семьи и друзей. Как известно, желающий ищет способ, а тот, кто не хочет – причину. Поэтому для менеджеров, которые действительно стремятся получить степень МВА, сегодня существует широкий выбор способов финансирования, начиная с банковских кредитов и заканчивая стипендиями. Так, например, сумма стипендий в рамках QS World MBA Tour на 2007/2008 учебный год составляет $1,1 млн для студентов таких школ, как Chicago Graduate School of Business Scholarship, Wharton School Scholarship, Rotman School of Management, Politecnico di Milano Scholarships, Cass Business School и многих других.

Комментарии Фейсбук Вконтакте