MBA в 2020-м. Каким оно будет?

Дата публикации 22.04.2011

Профессор Бодо Б. Шлегельмильх, декан the WU Executive Academy и руководитель кафедры международного маркетинга и менеджмента в WU Vienna (Austria), и профессор Ховард Томас, декан бизнес-школы the Lee Kong Chian School of Business (LKCSB) (Singapore) и руководитель кафедры стратегического менеджмента.

В недавнее время степень MBA подвергалась жесткой критике. Некоторые ставят под сомнение само ее существование и утверждают, что программы MBA не способны предоставить работодателям опытных и образованных кандидатов, которые им нужны. Другие считают программы MBA причиной финансового кризиса или катализатором финансового кризиса. Есть те, кто призывает к пересмотру программ MBA с целью удовлетворить потребности быстро меняющейся современной бизнес-среды.

В свете таких серьезных обвинений программ MBA ожидается, что спрос студентов снизится, также как и интерес работодателя. Однако ситуация совершено противоположная! Количество студентов, сдающих тест GMAT – требуемый критерий поступления почти на все программы MBA, – достигло максимального уровня и число желающих получить степень MBA непрерывно растет.

Так почему же MBA стало объектом такого досконального внимания? Непосредственная причина – это финансовый кризис. Почему магистры бизнеса не предвидели кризис? Была ли жажда наживы слишком велика? Смогло бы другое содержание MBA программ предотвратить кризис? Ответы на эти и другие вопросы заставляют нас признать определенную степень ответственности MBA и указывают на необходимость изменений в содержании образования в бизнес-школах.

Роль бизнес-школ в будущем

Однако рассуждение о роли бизнес-школ нельзя ограничивать лишь обсуждением содержания образования. Цель бизнес-школ, целевых групп, содержания и методов преподавания MBA-программ – полностью обновить роль бизнес-школ в обществе. Стоит ли бизнес-школам переоценить амбициозные цели их основателей, а именно подготавливать профессиональную гильдию менеджеров, которые будут иметь такой же авторитет в обществе, как доктора и юристы? Бизнес-школам необходимо четко понимать свою роль в попытке профессионально подготовить менеджеров.

Краткосрочные цели: изменение содержания образования

Опрос деканов ведущих международных бизнес-школ показал, что они выделяют три основные области для изменения содержания образования: комбинация развитых личностных и профессиональных качеств, этика и социальная ответственность компаний, а также глобализация.

  • Комбинация развитых личностных и профессиональных качеств всегда были необходимой чертой успешных менеджеров. Однако для того чтобы умело вести диалог с акционерами и представителями бизнеса – эти навыки приобретут еще большую ценность в ближайшем будущем. Технические навыки менеджеров и знания основ бизнеса все больше становятся неотъемлемым фактором. Именно развитость таких навыков будет отличать бизнес-менеджеров от бизнес-лидеров.
  • Этика и социальная ответственность компаний связана с еще более сложными взаимозависимыми глобальными проблемами. Соответственно, бизнес-школы сталкиваются с задачей обеспечить стратегию того, как будущие лидеры будут решать глобальные мировые проблемы – неравномерное распределение доходов, балансирование человеческих ресурсов между развитыми и развивающимися странами, различие в возможностях и желаниях стран регулировать экологические вопросы или различия социальных, этических норм и др.
  • Мировая конкуренция, распределение производственных ресурсов, финансов и трудового потенциала обозначили потребность подготавливать менеджеров с пониманием и способностью руководить бизнесом мирового масштаба. Следовательно, бизнес-школы стремятся создать такие образовательные программы, которые обеспечат понимание международного бизнеса и привьют межкультурную компетенцию.

Долгосрочные цели: необходимые изменения в системе

В то время как некоторые деканы довольны значительными переменами в своих программах MBA,  достаточно большая группа руководителей бизнес-школ признают, что требуются намного более системные перемены в этой сфере:

  • Существует очевидная потребность переоценить миссию бизнес-школ и их роль  в образовании менеджеров. Одна из причин, почему бизнес-школы вызывают большое количество критики, – это их стратегический отход от традиционных стандартов образования в сторону подготовки специалистов с узконаправленной специализацией. В этом контексте необходимо увеличить количество людей, получающих MBA, с более универсальными компетенциями.
  • С точки зрения методов преподавания также наблюдается необходимость нахождения новых подходов к обучению. Последнее время бизнес-школы правомерно концентрировались на улучшении аналитических способностей своих выпускников. Однако, как результат, меньше времени и внимания уделялось развитию менеджерских навыков студентов, развитию у них целеполагания и  оценки себя в бизнес-среде. Следовательно, инновационные методы образования должны появиться в течение десяти ближайших лет. Они должны объединять в себе развитие аналитических способностей и должное внимание к этическим нормам и социальной ответственности. Вполне вероятно, они должны включать больше экспериментальной основы и практический опыт.

В будущем бизнес-школам также придется играть главную роль в профессиональной подготовке менеджеров. Их главной задачей будет не подготовка технократов-менеджеров, а управленцев с умением анализировать и видеть подводные камни. Однако, бизнес-школам придется выдержать это испытание и, в конечном итоге, превратить своих MBA-выпускников в таких профессионалов, которые будут объединять в себе знания, практику и ценности. Такие агентства аккредитации, как  AACSB, Equis и AMBA, будут во многом ответственны за этот процесс; им необходимо будет обеспечить единство принципов обучения во всех бизнес-школах.

  • Для того чтобы развить две другие сферы профессионализма, а именно: практический опыт и ценности, бизнес-школам придется подвигнуть своих студентов к решению сложных проблем, которые дадут им возможность практики в принятии решения и его комплексном анализе. В итоге бизнес-школы будут играть главную роль в поддержании доверия общества к практикам управления. У бизнес-школы не останется выбора, кроме как поддерживать профессионализм менеджеров.
  • Бизнес-школам также придется отточить миссию с целью придать больше ясности той роли, которую они хотят играть в обществе. Также будет необходимо переоценить ту исследовательскую деятельность, которой они занимаются сейчас, и внедрить инновационные методы обучения, что поможет восстановить баланс между развитием навыков принятия решений и вниманием к социальной ответственности.
  • И последнее, бизнес-школы должны будут более отчетливо заявить, что именно они делают для общества. В этом контексте многие вопросы, которые в данный момент не ясны, должны быть  уточнены. Новая миссия бизнес-школ определит тот профессорско-преподавательский состав и типы исследовательской деятельности, которые будут необходимы для бизнес-школы. Также типы и содержание предлагаемых программ будут определяться той ролью, которую общество возлагает на бизнес-школы в процессе профессиональной подготовки менеджмента. От нее же будет зависеть и модель программы MBA. Например, если целью менеджмента является подготовка профессионалов, возможным сценарием будет обязать менеджеров, занимающих руководящие должности, периодически посещать определенные курсы переподготовки с целью усовершенствовать свои компетенции. Это требование будет соотноситься с требованиями к другим профессиям, например, к докторам, которые будут обязаны принимать участие в образовательных программах, чтобы поддержать свой профессиональный статус.

MBA в 2020 году

Мы считаем, что программа MBA все еще будет существовать. Но будет ли она похожа на сегодняшнюю? Вероятно, содержание программ MBA будет более сложным в будущем. Мы искренне полагаем, что связь с практическими потребностями станет более прочной и программы MBA будут уделять большее внимания социальной ответственности общества.

Помимо обеспечения фундаментального бизнес-образования бизнес-школам необходимо будет выполнить свои бизнес-обязательства – внедрить те ценности, которые едины для всех обществ и разделяются всеми звеньями менеджмента. Несомненно, это намного сложнее, чем обучить технической компетенции.

Технологии также будут иметь большое влияние на методы преподавания. Студенты – в частности, совмещающие работу с учебой и поступающие на программы MBA, все чаще желают иметь доступ к учебным материалам независимо от времени и места. Инновационные платформы дистанционного обучения, которые обеспечат синхронную и асинхронную коммуникацию, обмен файлами и видеоконференциями, дистанционные лекции профессоров в любой точке мира и из любого университета уже являются предвестниками грядущих перемен в MBA-образовании. Все же мы уверены, что традиционная форма образования и общение в классе не будут полностью заменены дистанционным обучением. Эмоциональная связь, совместные проекты, а также непосредственное общение с одногруппниками и профессорами маловероятно исчезнет, и даже самые передовые технологии не смогут их заменить.

Комментарии Фейсбук Вконтакте