У выпускников западных бизнес-школ уже все было. Обладатели дипломов МВА стали меньше интересовать работодателей

Дата публикации

Наличие денег для обучения в бизнес-школе – еще не аргумент для подачи документов в MBA. Чтобы учиться в MBA, человек должен обладать профессиональным и жизненным опытом. Как правило, среднестатистический студент бизнес-школы – это человек 28 – 32 лет с опытом работы от трех до пяти лет. Амбициозным юнцам, желающим покорить мир сразу после студенческой скамьи, в MBA делать нечего.

Формального возрастного критерия нет ни в одной бизнес-школе. Однако в западном деловом мире давно сложились традиции поступления, в соответствии с которыми люди поступают в эти учебные заведения.

В Европе средний возраст студента бизнес-школы 29 – 30 лет, а американские студенты моложе на один-два года.

Наличие у абитуриента стажа работы до поступления в MBA гораздо важнее его возраста. Во многих европейских школах шансы на поступление увеличиваются пропорционально размеру трудового стажа абитуриента. А вот американские школы – к примеру, Harvard – более лояльны к студентам без профессионального опыта.

Менее капризны на сей счет те бизнес-школы по обе стороны Атлантики, которые не входят в число ведущих. Чтобы привлечь побольше студентов, они смягчают условия приема.

Однако и в школах с самыми строгими критериями есть исключения. Если отборочная комиссия посчитает, что для жизненного успеха абитуриенту действительно не хватает диплома MBA, то он может быть зачислен, несмотря на все “но”.

“Стандартная схема, по которой строится путь к MBA, такова: человек заканчивает вуз и, проработав от трех до пяти лет в какой-либо компании, поступает в бизнес-школу, – говорит Владимир Савов, финансовый аналитик компании Brunswick UBS, в 2000 году закончивший Лондонскую школу бизнеса. – Нормальный возраст для студента бизнес-школы – 25 лет. Более молодые студенты встречаются гораздо реже”.

Предельный возраст для поступления – 40 лет. Поэтому, самым взрослым студентам, как правило, не больше 35. “Старички” учатся в основном в Чикагской школе бизнеса, Wharton, MIT и Kellogg. “По американским меркам я поступил в бизнес-школу довольно поздно. Мои американские ровесники в это время уже имели степень MBA и начинали свою карьеру на Wall Street”, – рассказывает Андрей Маршак, ведущий специалист инвестиционной группы “Атон”, в 34 года закончивший школу бизнеса Yale.

Обычно люди отваживаются на этот шаг, когда им необходимо определяться с дальнейшей профессиональной судьбой. Так, с помощью MBA можно быстрее добиться более высокой должности в своей же компании или кардинально поменять сферу деятельности. “MBA помог мне перейти из финансовой сферы в область инвестиционного менеджмента и бизнес-развития”, – говорит Сергей Плотников, получивший диплом MBA в Лондонской школе бизнеса.

“Традиционно в ведущих школах около половины студентов составляют бывшие консультанты и банкиры, которые к концу учебы меняются местами: многие консультанты идут в банкиры, а банкиры – в консультанты”, – говорит Игорь Гончаров из Business Consulting Group, выпускник школы бизнеса Kellogg 2000 года.

А диплом-то “голый”...

Несмотря на сложившиеся традиции, студенты MBA, как это ни странно, с каждым годом оказываются хоть немного моложе своих предшественников. “Сегодняшние студенты стремятся получить диплом как можно раньше, чтобы поскорее устроиться на высокооплачиваемую должность”, – говорит Сергей Лихарев, коммерческий директор компании Golden Telecom, который в 2000 году окончил школу-бизнеса Cornell. – Раньше в бизнес-школы поступали люди постарше и поопытнее”. Сам Лихарев считает, что для учебы в MBA опыт предыдущей работы просто необходим, поскольку в бизнес-школе каждый студент постоянно сравнивает свой жизненный опыт с показанным ему идеальным вариантом поведения в бизнесе. “До MBA надо дозреть, – считает Сергей Лихарев. – Человек должен не просто впитать в себя умные мысли и нахвататься практических примеров, но и прочувствовать их, исходя из собственной практики. В Cornell я видел, как многие мои сокурсники, не обладавшие профессиональной подготовкой, просто записывали информацию в тетрадь, не понимая ее реальной ценности для бизнеса”.

“В бизнес-школах большое внимание уделяется практическим занятиям – кейсам. Обучать при помощи кейсов очень молодых студентов малоэффективно, – говорит Владимир Савов. – К тому же такие студенты чувствуют себя некомфортно, общаясь с более опытными сокурсниками, которые по ходу обучения постоянно обсуждают различные бизнес-проблемы”.

С ним согласен и Игорь Гончаров: “Основная ценность обучения в бизнес-школе состоит не в приобретении новых знаний, а в систематизации уже накопленного опыта. Это не рисование на белом листе, а складывание картины из уже подготовленных элементов мозаики. Неопытный студент может нахвататься новых терминов и выражений, но так и не выйти на новый уровень знаний”.

Недостаток опыта мешает многим слушателям MBA получить хорошую работу по окончании бизнес-школы. “Западные компании очень ценят всевозможные достижения студентов, осуществленные ими проекты (red-records) и деловые заслуги”, – говорит Андрей Маршак.

“Опыт – это, безусловно, желательное условие для большинства компаний. Если компания может выбирать из двух кандидатов, первый из которых с дипломом, а второй – с опытом, то выбор будет сделан в пользу последнего, – говорит Оксана Соболева, директор отдела маркетинга рекрутингового агентства “Анкор”. – Правда, многое зависит от типа и уровня должности. Есть ряд позиций, где для компаний важны личностные черты сотрудника, а не его опыт. Выпускник MBA без стажа имеет больше шансов устроиться на стартовые позиции и уже оттуда подниматься по иерархической лестнице”.

“Нашу компанию интересуют люди, обладающие практическими навыками, – говорит Дмитрий Куприянов, HR-директор продовольственной компании “Вимм-Билль-Данн”. – Диплом MBA мы воспринимаем как дополнение к уже накопленному опыту соискателя”. Теми же критериями руководствуются и в технологической компании IBS. “Дипломированных сотрудников без опыта работы мы принимаем только на стажерские должности, что, конечно, не соответствует запросам выпускников MBA”, – говорит Леонид Забежинский, HR-директор IBS.

Хотя в целом российскому рынку такой подход к молодым специалистам, конечно, несвойствен. В России сотрудников с “голыми” дипломами берут, к примеру, аудиторские компании “большой пятерки”. Для них важнее теоретические знания, английский язык и личностные качества сотрудника. “Опыт работы – это, конечно, большой плюс, но бывает и так, что даже очень опытные сотрудники не могут у нас работать, – говорит Мария Мосина, HR-менеджер консалтинговой компании KPMG. – В нашей компании очень интенсивный темп работы, а справиться с ежедневными стрессами может только сильный человек. Он должен быть молод, хорошо мотивирован и обладать способностью вовремя реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Так что наличие опыта работы у соискателя для нас не столь важно”.

Очень часто компании, принимающие неопытных специалистов, руководствуются теми соображениями, что, мол, профессионалов можно вырастить только из кадров с хорошей теоретической подготовкой. К тем же, кто до MBA имел большой стаж работы, относятся как к сформировавшимся специалистам, которых трудно переделать.

Вдобавок ко всему, на неопытных специалистах компания на первых порах может серьезно сэкономить: зарплата сотрудника с дипломом MBA, но без стажа работы, как правило, ниже, чем у опытного специалиста. Если новый сотрудник хорошо себя проявит, то он рано или поздно достигнет того уровня доходов, на который он рассчитывал, поступая в бизнес-школу. В противном случае – грош цена полученному диплому.

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте