Уроки развития

Дата публикации

Студенты обязаны учитывать социальные, экономические и экологические условия при разработке деловых проектов. И они не занимаются этим в классе. Группами по 4 человека на проект, они уже посетили такие места, как Индия и Сенегал для получения наилучшего представления о том, как провести их идеи в жизнь.

Деятельность студентов Cornell – это часть курсовой работы MBA, нацеленной на изучение основы “пирамидальной” стратегии бизнеса. Эта идея, известная под названием BoP, поддерживается влиятельными американскими профессорами Си Кей Прэладом и Стюартом Хартом (CK Prahalad and Stuart Hart), которые утверждают, что компании могут содействовать искоренению бедности, предоставляя товары и услуги тем 4 миллиардам людей, которые живут менее чем на $2 в день. Для многих участников привлекательность курса Cornell заключалась именно в возможности выбраться за пределы классной комнаты и погрузиться в саму атмосферу бизнес-проектов. Выпускница программы МВА Cornell Мелисса МакИвен (Melissa McEwen) в прошлом году провела часть своего обучения в Хорватии, выявляя то, как курортный проект мог бы способствовать укреплению культуры, экономики и экологии острова Каламота.

“Путешествуя и открывая для себя новые культуры, столькому учишься, - говорит она. - Эти занятия не только предоставляют нам возможность новых открытий, но и помогают применять их на практике, например финансы и маркетинг ”.

Курс Cornell и растущая популярность таких теорий, как BoP Profs – это одна из тенденций, наблюдаемых сегодня в бизнес-школах. За последние несколько лет курсы и факультативные программы уделяли особое внимание роли бизнеса в предотвращении климатических изменений, а также этике бизнеса, которая особенно важна при переносе производств в Китай или Индонезию.

Однако в то время как все эти стратегии попадают под общий термин “копоративная ответственность”, они могут проявить себя с отрицательной стороны – в виде риска, вызванного климатическими изменениями и подрывом репутации торговых марок из-за нарушений прав человека.

В противовес этому, стратегии BoP подразумевают потенциальный рост – бизнес должен извлекать прибыль из операций, связанных с нищетой и болезнями.

“Но мы стараемся донести до наших студентов то, что заработать деньги – не панацея, - объясняет Марк Мильштайн (Mark Milstein), глава Центра международных предприятий по охране окружающей среды Johnson и лектор по таким дисциплинам, как стратегия, инновации и международные предприятия по охране окружающей среды. “Это предложение того, как занять конкурентоспособную позицию, и если вы начнете с этой концепции, то сможете выдвинуть принципиально новые решения”.

Институт Аспена (Aspen Institute), проводящий исследования по вопросам расширения спектра защиты окружающей среды и корпоративной ответственности в бизнес-образовании, выявил, что все большее количество бизнес-школ используют в своих программах материал BoP.

Школой, где это проявилось наиболее явно, оказалась Kenan-Flagler при Университете North Carolina в Chapel Hill, в которой курс маркетинга включает в себя сессию по способности определения желаний клиентов в развивающихся странах, а также умению наряду с денежной ценностью повышать и социальную. В Школе Ross при University of Michigan студенты могут выбирать курс, направленный на инновационную деятельность бизнес-моделей и технологий, необходимую для вхождения на рынки стран с низкими доходами у населения.

Другие бизнес-школы, использующие похожий материал, это: Egade (Монтеррей, Мексика); IESE at the University of Navarra (Мадрид и Барселона, Испания); the Owen school at Vanderbilt University (Нашвилль); San Francisco State University, а также University of Stellenbosch в ЮАР.

В Школе международного менеджмента Thunderbird (штат Аризона) половина курса международного стратегического управления базируется на ведении бизнеса на рынках развивающихся стран. “Вполне понятно, что местом работы большинства отраслей производства станут развивающиеся страны, - отмечает декан Энджел Кабрера (Angel Cabrera). - Сама идея программы BoP является очень привлекательной, т.к. действительно не только рассматривает вопросы нищеты и развития, но и направляет ваш бизнес на другие рынки, туда, где использование традиционных стратегий уже будет неуместным”.

Между тем, курсы по обучению топ-менеджеров также начинают интересоваться этой темой. В прошлом году Гарвардская бизнес-школа запустила программу обучения высшего руководства, составленную таким образом, чтобы помогать ее участникам выводить стратегии, которые наряду с тем, чтобы приносить положительные экономические результаты, вносили бы свой вклад в улучшение жизни общества.

Причиной привлекательности подобного подхода к деловой ответственности отчасти является то, что в отличие от таких вопросов как ухудшение экологической обстановки и эксплуатация труда на заводах по производству одежды, BoP связывает коммерческую деятельность с постепенным развитием и улучшением обстановки в странах с высоким уровнем бедности. “Это представляет собой возможность для студентов уловить прямую связь между бизнесом и чем-то, к чему они небезразличны”, - объясняет Лиз Моу (Liz Maw), исполнительный директор Net Impact (группа, действующая на кампусе и включающая в себя более чем 7000 слушателей MBA и молодых специалистов). - Студентам MBA очень нравится, когда им предоставляется возможность составить бизнес-задачу, где были бы задействованы корпоративная ответственность и микрофинансы, поэтому эта программа является вполне подходящей”.

Мисс Моу не единственная, кто заметил у молодых управленцев тягу к таким задачам. Многие профессора и бизнес-руководители ведут беседы со студентами MBA младшего поколения, которые как никогда раньше хотели бы воспринимать бизнес как способ не только заработка, но и решения некоторых наиболее сложных проблем мирового масштаба.

“Это заставляет шевелиться деканов, научных руководителей и сотрудников служб маркетинга бизнес-школ”, - говорит Лиза Джоунс Кристенсен (Lisa Jones Christensen), ассистент профессора, деятельность которой охватывает экологически рациональный бизнес.

Она указывает на то, что просьбы о введении этого курса в программу исходят от самих студентов. “Это скорее инициатива студентов, нежели, как может показаться, причуды бизнес-школ”.

Благотворительность – не единственная причина, втягивающая участников в этот курс. “Некоторые студенты видят в этом возможность выделиться на рынке труда”, - объясняет Мисс Джоунс Кристенсен.

Учитывая то, что теория BoP предназначена для нового поколения, многие заслуженные профессора также начинают проявлять к ней интерес. “Это помогает факультету поддерживать связь с устойчивым развитием таким методом, которого ни разу еще не использовали, - говорит профессор Мильштайн. - Возможно, что ранее к данному вопросу подходили чересчур “этично”, формулировки выдвигались “на языке социальной ответственности”, либо управление сосредотачивалось на охране окружающей среды, а ведь это может понравиться далеко не всем”.

Для бизнес-школ, использующих подобные приемы исследования либо обучения, курсы оказались выигрышным моментом во время набора студентов. Мисс МакИвен, к примеру, говорит, что занятия по методике Cornell явились одной из главнейших причин выбора слушателями именно этой школы. Профессор Мильштайн убежден в том, что подобные решения исходят от поколения тех руководителей, которые подходят к вопросу о карьере не так, как это делали их предшественники.

“Представители молодого поколения не желают десятилетиями стоять на одном месте, - отмечает он. - Они хотят работать в других сферах, и, если мы не создадим условий для этого, мы потеряем множество талантов”.

На протяжении последних 2 лет организация Accenture Development Partnerships (ADP) послала нескольких студентов Wharton и London Business School для разработки проектов в такие страны, как Намибия и Индия.

ADP – это благотворительная организация, учрежденная компанией Accenture, предоставляющая услуги консультирования для благотворительных фондов, неправительственных организаций и других видов некоммерческих объединений в развивающихся странах. Организация по консультированию берет плату за предоставление своих лучших специалистов, т.к. сама компания не может позволить себе получать прибыль. Консультанты работают на полставки.

Директор организации ADP Джиб Баллок (Gib Bullock) говорит, что прохождение практики бок о бок с группами ADP позволяет студентам посмотреть на работу Accenture с другой стороны. Компания также получает прибыль за счет того, что все большее количество выпускников MBA хотят работать на те компании, которые не только гонятся за прибылью, но и стараются внести какое-либо изменение в жизнь.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте