Консалтинг для поступающих становится популярнее

Дата публикации

Кэндас Дэвис (Candace Davies) работала советником по вопросам личных финансов в компании Merrill Lynch и в определенный момент поняла, что хочет получить степень МВА. Она обязательно хотела учиться в одной из лучших школ. К тому моменту она уже многого достигла, особенно учитывая то, что с момента окончания колледжа прошло лишь четыре года. В 25 лет она не только помогала другим, но и сама управляла собственными накоплениями. Тем не менее в процессе поступления ей потребовалась помощь, поскольку ее GMAT был не слишком высок, в колледже она изучала биологию, а ее оценки были весьма посредственными. 
Она решила воспользоваться услугами специалиста одного из консалтинговых агентств по вопросам поступления, рынок которых растет высокими темпами. Служба Kaplan Inc, в которую она обратилась, предоставила ей бывшего служащего приемной комиссии бизнес-школы при университете Rochester, который помог ей выбрать подходящую программу с учетом ее интересов и результатов по тестам. Консультант также редактировал ее эссе, чтобы подчеркнуть ее опыт работы на Wall Street, и подготовил ее к собеседованиям.
В общей сложности Кэндас Дэвис потратила около $2000, подала заявление в семь школ и была принята в пять из них. А в четырех ей даже предложили стипендию. В одной из них, Johnson Graduate School of Management, она и начнет свое обучение этой осенью.

Широкий диапазон

Консалтинговый бизнес для поступающих на программы бизнес-образования развивается в последнее время очень активно. Популярность таких услуг растет, но все же они вызывают весьма противоречивые мнения и остаются достаточно дорогим удовольствием. Около трети потребителей таких услуг - студенты-иностранцы, которым требуется помощь с английским и организацией процесса подачи документов. Другие стараются обойти такие препятствия, как низкие результаты тестов и нетрадиционный опыт работы. Услуги по консалтингу предоставляются независимыми специалистами и крупными компаниями типа Kaplan, а стоимость таких услуг может варьироваться от $125 за редактирование эссе до  $5000-8000 за неограниченную помощь по пяти - семи заявлениям.
Грэм Ричмонд (Graham Richmond), выпускник University of Pennsylvania's Wharton School, выступил соучредителем консалтинговой компании Clear Admit в Филадельфии. Многие из его клиентов, по его словам, имеют "абсолютно традиционные профили", то есть после окончания элитных колледжей сразу пошли работать в ведущие консалтинговые и финансовые компании, а теперь хотят выделиться из бесчисленного количества других аппликантов, имеющих такое же резюме. Одна из слушательниц первого года программы МВА в Wharton сказала: "Я закончила колледж summa cum laude и получила 700 баллов за GMAT, но те же самые результаты были и у моих сокурсников. Как же мне выделиться из общей массы?"
Этот вопрос беспокоит все больше, ведь число людей, желающих получить МВА, растет. В 2002 году ее обладателями стали 127500 специалистов. В 1992 году, согласно Национальному центру статистики в сфере образования, это число равнялось 84600. А по сведениям совета GMAC, экзамен GMAT ежегодно сдают более 220000 человек.
Деррик Болтон (Derrick Bolton), директор МВА в Stanford University: "Существует общепринятое мнение о том, что либо вы стараетесь попасть в одну из ведущих школ, либо вообще не стоит беспокоиться". Действительно, Wharton получает 6000 заявлений на 800 мест, а Stanford - 5000 на 350 мест.

Медвежья услуга?

Но рост конкуренции не означает, что абсолютно всем стала необходима помощь консультанта. В таких компаниях "вам, конечно же, помогут понять, что требует от вас школа, и помогут успешно пройти весь путь подачи заявлений", говорит Алекс Браун (Alex Brown), помощник директора приемной комиссии Wharton. Но "если ваши эссе написаны убедительно", хорошим языком и т.д., а на собеседовании обнаруживается, что вы далеко не "мастер слова", то "мы можем предположить, что вам слишком много помогали".
Harvard Business School недавно внесла в свои правила для аппликантов статью о том, что "ваше заявление должно быть написано лично вами без какой-либо помощи со стороны". Представитель школы пояснил, что "это заявление нужно понимать буквально". Он добавил, что они "весьма жестко настроены против такого рода услуг". Деррик Болтон из школы Stanford добавляет: "Такие компании построены на исходной мысли о том, что существует некий идеальный кандидат для бизнес-школы или типичный студент бизнес-школы Stanford. Но дело в том, что все совсем не так".
Тем не менее консультанты утверждают, что их работа строится на подтвержденных фактами и временем методиках. Дэн Бауэр (Dan Bauer), выпускник Harvard Business School, начал строить свою компанию M.B.A.Exchange.com с того, что попросил своих друзей по бизнес-школе рассказать, куда они подавали заявления, и попросил копии их старых заявлений. "Я начал соотносить аппликантов и бизнес-школы, чтобы выяснить, какие сильные и слабые стороны кандидатов соотносятся с успешным поступлением в лучшие бизнес-школы, - говорит он. - Некоторые кандидаты не слишком охотно рассказывали о себе или чересчур активно подчеркивали свои сильные стороны, не упоминая о слабых". Через несколько лет "мы уже работали с сотнями заявлений, а мои исходные предположения продолжают подтверждаться".

Когда эссе написано слишком хорошо

Принципы преподавания, внеклассные мероприятия и условия на кампусе в разных бизнес-школах действительно отличаются друг от друга. Работа служащих приемной комиссии - отобрать тех кандидатов, которые лучше всего впишутся в устоявшийся ход вещей и добьются в этих условиях лучших результатов. Так, теоретически кандидат может иметь 700 баллов за GMAT и диплом с отличием, но не поступить ни в Harvard, на в Columbia, ни в Dartmouth, потому что "не подходит". "Читая эссе, нам нравится видеть то, что скрывается за словами. Это невозможно, если эссе слишком "отполировано", - говорит Алекс Браун.
И все же работники приемных комиссий признают, что работа консультантов по приему в бизнес-школы является важной. Обучаясь в старшей школе и планируя поступать в колледж, вы можете проконсультироваться у специалистов по выбору профессии. Но если вы решили поступать на программу МВА, у вас нет такой возможности, поскольку вы некоторое время были заняты своей работой. Особенно трудно сориентироваться тем, кто приходит из "нетрадиционных профессий", добавляет он. 
Роберто Рохас (Roberto Rojas), слушатель второго курса программы МВА Goizueta School of Business, пользовался услугами агентства Master's Prep в Венесуэле. Свою степень бакалавра он получил в Нью-Йорке, а затем работал госслужащим в Каракасе. "Я принял решение довольно поздно, поэтому мне помогли выбрать те школы, в которых сроки подачи заявлений еще не прошли". Кроме того, его интересовали школы на северо-востоке США, потому что его колледж был расположен именно там, но его консультант посоветовал ему поступать в университет Emory в Атланте. "Хотя я раньше ничего о нем не слышал, я поехал туда, и мне понравилось. Оказалось, что в Атланте мне как студенту будет жить гораздо удобнее, чем в Нью-Йорке или Бостоне".
Компания Clear Admit утверждает, что процент их клиентов, поступивших в Harvard или Wharton, в три раза превышает общие показатели. Но вопрос в том, является ли это подтверждением высокого уровня услуг или высокого уровня привлеченных кандидатов.
Рассмотрев подробно все стипендии, предложенные ей, Кэндас Дэвис допускает, что по крайней мере в одну из школ она могла бы поступить и без помощи со стороны, но добавляет, что ничуть не жалеет и определенно не хотела бы ничего менять. "Мой консультант помог мне обрести уверенность. Я знала, что показываю себя с лучшей стороны".

Комментарии Фейсбук Вконтакте