Магистратура. Как работает система студенческой мобильности

Дата публикации 30.11.2009

Высшая школа менеджмента СПбГУ, АФК «Система» и Сбербанк представят Россию в панъевропейской программе Master's International Business CEMS. Эта и другие топовые программы повышают уровень бизнес-обучения в России, но снизить отток студентов, уезжающих учиться за границу, не смогут.

Хейди Охман, 27 лет, финка по национальности, типичная молодая европейка, решившая делать карьеру в бизнесе. Получив в 2005 г. степень бакалавра международного бизнеса, она сначала поработала в сфере логистики, потом в одной из технологических компаний. «Но скоро я поняла, что не обладаю ни дипломом, ни знаниями, которые давали бы мне преимущества в бизнесе», - рассказывает Охман. В 2008 г. она поступила в двухлетнюю магистратуру по менеджменту бизнес-школы Helsinki School of Economics (HSE), а в сентябре продолжила обучение в ВШМ СПбГУ.

Вместе с Охман в Санкт-Петербург впервые приехало еще 19 будущих магистров годовой программы СEMS MIM (3-е место в рейтинге FT 2008), которые учатся в магистратуре лучших европейских школ менеджмента. Этот семестр они занимаются вместе с 65 студентами второго курса магистратуры ВШМ, второй - в другой стране. В конце обучения Охман и еще 700 молодых людей, обучающихся по единой программе в разных странах, получат диплом своей национальной школы менеджмента и программы СEMS MIM. «Российский опыт поможет мне сделать карьеру эксперта по России», - надеется Охман.

CEMS, Сообщество европейских школ менеджмента

Oсновано в 1986 г.
Является глобальным альянсом в области образования по менеджменту: 27 ведущих международных школ менеджмента из 26 стран и 60 международных компаний.
Pеализует совместную магистерскую программу «Магистр международного менеджмента», которая в рейтинге магистерских программ по менеджменту FT занимает 2-е место за три последних года. Ежегодно программу оканчивают 700 студентов по 50 специальностям.

ВШМ СПбГУ, бизнес-школа

Cоздана в 2007 г. на базе факультета менеджмента СПбГУ в рамках ПНП «Образование».
Реализует программы Executive MBA, аспирантуры, магистратуры и бакалавриата. Программа Еxecutive MBA имеет аккредитацию AMBA.

Европейский ответ

Сообщество европейских школ менеджмента и компаний (СEMS) было создано более 20 лет специально под программу обучения Master's International Business (MIM). В свое время это был эксперимент. В отличие от американской модели бизнес-образования эта программы была рассчитана на людей без опыта работы, но они обязательно должны были его получить в процессе обучения и пройдя как минимум 10-недельную стажировку в компаниях - участницах альянса. Последние годы степень Masters in Management (магистр в области менеджмента) стала популярной и Financial Times начала делать рейтинг таких программ, рассказывает Делла Брэдшоу, редактор отдела «Бизнес-образование». Каждый раз редакция убеждается, что выпускники СEMS MIM получают лучшие места и большие зарплаты, чем окончившие обычную магистерскую программу в университетах - членах CEMS. Этот диплом более эффективен, чем национальный у компаний, имеющих международный бизнес, добавляет профессор Стефано Каселли, академический директор программы CEMS MIM в Университете Bocconi.

Присоединиться к CEMS MIM можно только одной школе от страны, которая должна привести с собой двух крупных национальных работодателей. ВШМ полноправным членом стала в декабре 2008 г., а в конце этого года ими, скорее всего, будут избраны АФК «Система» и Сбербанк, попечители школы. Представитель первой компании Юлия Белоус сообщила, что корпорация заинтересована во вступлении в CEMS, потому что хочет иметь команду менеджеров мирового уровня, а CEMS дает обучающимся ознакомиться с лучшими мировыми практиками управления. В Сбербанке не смогли прокомментировать ситуацию.

Несовременное место

Российские программы подготовки менеджеров выходят на европейский уровень, считает Николай Филинов, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ (в 2009 г. зачислено 202 человека), о чем говорят программы двойных дипломов с лучшими мировыми бизнес-школами и участие в таких программах, как MIM CEMS. На этом факультете пять программ двойных дипломов, и около 15% студентов (в этом году - 31 человек) учатся за границей.

В России магистерских программ двойных дипломов пока единицы. Но спрос на них в ИБДА стабильный, по мнению Евгении Пашкевич, директора магистратуры, - в среднем 6-7 студентов (25% курса) выбирают программу двух дипломов в рамках международного альянса IBSA и 3-5 человек из школ альянса один семестр учатся в Москве.

Открыть подобную программу планируют и в ВШБ МГУ, что позволит удовлетворить потребность студентов в интернационализации, говорит директор магистратуры ВШБ МГУ Татьяна Киреева, но существующие ограничения мешают привлечению иностранных студентов.

«Некоторые курсы у нас преподаются на английском языке, но вести всю программу на английском мы не имеем права по закону (у ВШМ СПбГУ есть специальное разрешение. - «Ведомости»)», - поясняет она.

Через пару лет ВШМ СПбГУ планирует учить около 40-50 европейцев в семестр, рассказывает директор магистратуры школы Дмитрий Волков. Это уникальный пример, считает Алла Жаворонкова, руководитель группы по работе с бизнес-школами компании Begin Group. Чтобы добиться этого, школа с момента создания (в 1993 г.) строит бизнес по международным стандартам, говорит Валерий Катькало, декан ВШМ. Обучение здесь одно из самых дорогих в России (см. таблицу), но дешевле, чем в Европе (так, магистратура в школе ESADE, тоже члене CEMS, стоит 22 500 EURO). Европейский мейнстрим, по мнению Жан-Пьера Эльфера, декана бизнес-школы Audencia в Нанте (11-е место в рэнкинге FT 2008), предполагает международный бренд школы, преподавание на английском языке и интернациональный состав студентов и профессоров. В HEC-Paris, которая четвертый год подряд возглавляет рэнкинг лучших магистерских программ FT, число иностранных студентов за последние пять лет удвоилось до 25% (121 из 488), говорит декан школы и президент CEMS Бернард Рамананцоа.

Право на выбор

Нигяр Гасанова в конце года получит диплом ВШМ СПбГУ и CEMS MIM, часть программы она проходила как раз в HEC-Paris. «Я планирую остаться и работать в Европе. Тем более что благодаря ВШМ и CEMS такая возможность у меня есть», - говорит она.

Обучение за границей в рамках программы двух дипломов делает студентов более уверенными в себе и мобильными, считает Филинов. Его статистика доказывает, что выпускники с двумя дипломами легко находят работу за границей. На академические программы за рубеж, в том числе в страны СНГ, ежегодно выезжает 30 тыс. жителей России, по данным ЮНЕСКО. Детализировать эту информацию сложно, говорит Жаворонкова, но большая часть едет по обмену. Большинство уезжающих за дипломом планируют остаться. Современные программы обучения не снизят поток уезжающих за границу, но зададут новые стандарты, что важно для российского рынка, где не у всех бизнес-школ есть карьерный центр, считает она.

Личный опыт

Нигяр Гасанова, студентка выпускных курсов ВШМ СПбГУ и программы «Международный менеджмент»/CEMS MIM

«Я окончила бакалавриат по менеджменту в школе бизнеса ИМИСП (Санкт-Петербург) и хотела продолжить обучение в ВШМ, где есть единственная в России магистерская программа на английском языке. Я знала о программе СЕМS MIM и о том, что ВШМ - ее участник.

При отборе в эту программу учитывались не только академическая успеваемость студента и языковые знания, но и способность адаптироваться к международной среде. Это играет очень важную роль, так как в одной аудитории обычно собираются студенты из разных стран.

Благодаря ВШМ и программе CEMS я прошла обучение в двух разных странах и университетах - Еcole des Hautes Еtudes Commerciales (HEC Paris) во Франции и Rotterdam School of Management, Erasmus University (RSM) в Нидерландах. Они являются одними из лучших бизнес-школ в Европе. Уникальность этой программы состоит в том, что помимо лекций с лучшими преподавателями Европы у студентов есть возможность работать над реальными проектами в компаниях, улучшать знания иностранных языков, пройти стажировку в иностранных компаниях и принимать участие в дополнительных семинарах таких известных компаний, как Thomson, Reuters, Henkel AG & Co, McKinsey & Company и т.д. Нельзя не упомянуть и то, что в каждом университете есть свой студенческий совет, который постоянно организует различные поездки и внеакадемические мероприятия. Два раза в год все студенты CEMS приглашаются на карьерный форум (Career Forum) и для вручения дипломов в какой-либо из стран Европы. В этом году мероприятия пройдут в Венгрии и Германии соответственно. Благодаря активному участию в деятельности студенческого совета CEMS меня выбрали официальным представителем восьми различных университетов. В течение года я ездила на заседания совета в Испании, Франции, Англии и представляла интересы студентов.

На данный момент я прохожу стажировку в Нидерландах. Меня пригласили в консалтинговую компанию, где я работаю над проектами на европейском и российском рынках. Прохождение стажировки в иностранной компании - обязательное условие для получения диплома CEMS. Но и после завершения программы я планирую остаться и работать в Европе. Тем более что благодаря ВШМ и CEMS такая возможность у меня есть!»

Комментарии Фейсбук Вконтакте