Когда хорошие оценки могут оказаться плохой новостью

Дата публикации

Действительно ли бизнес-школы уделяют слишком много внимания научным исследованиям, что это даже может идти в ущерб преподаванию? Этот вопрос задают сейчас себе многие преподаватели и разработчики программ МВА Соединенного королевства. Хотя с этим вопросом многим участникам программ МВА только предстоит столкнуться, похоже, что принципы построения баланса между научной работой и преподаванием будут в ближайшее время пересмотрены.

"В последние несколько лет многие признали тот факт, что бизнес-школы слишком сильно концентрируются на научной работе. Я полагаю, что в настоящее время в этой области заметен процесс переосмысления и перенастройки", - говорит Кэри Купер (Cary Cooper), профессор университета Lancaster, который в 1996 и 2001 годах был председателем экспертного отдела бизнеса и менеджмента в научном совете RAE (Research Assessment Exercise).

Эта организация следит за текущим состоянием научной работы, проводимой в университетах. RAE - это механизм, который отвечает за распределение выделяемых правительством средств между вузами. Он проводит работу по присуждению грантов тому или иному научному отделу, после того как принимает решение относительно качества запланированного научного проекта, которое непременно должно быть на мировом уровне.

Для бизнес-школ, которые базируются в университетах, но могут вполне обеспечить себя самостоятельно, RAE представляет интерес прежде всего из-за престижа и репутации. В жестких условиях рынка МВА, где конкуренция идет на выживание, высший балл "5" может стать серьезным маркетинговым оружием и неоспоримым преимуществом перед конкурентами.

Многие бизнес-школы стараются приложить максимально возможные усилия для того, чтобы получить высокий балл в этой области или улучшить уже имеющийся. Все это может привести к тому, что сам процесс преподавания отходит на второй план, а страдают от этого, конечно же, студенты.

Майк Джонс (Mike Jones), генеральный директор Фонда менеджмент-образования и бывший генеральный директор Ассоциации МВА (АМВА), говорит, что бизнес-школы не просто ориентированы на научную работу. Они ею одержимы.

"Школы берут в свой штат академических работников из-за их научных заслуг, а не из-за их преподавательских способностей, - говорит он. - Вместо того чтобы делать все на благо своих студентов и учебного заведения, их стремления сводятся лишь к получению признания со стороны своих коллег. Серьезным практикам, имеющим солидный опыт работы в бизнесе, гораздо труднее получить работу преподавателя в бизнес-школе, поскольку у них нет громких научных титулов и заслуг в исследовательской деятельности".

Таким образом, качество преподавания снижается, а студенты не получают того, за что платят.

Франк Макдональд (Frank McDonald), координатор научной работы в Plymouth Graduate Business School, говорит: "Система RAE в своих рейтингах ставит на первые места эзотерические исследования, не имеющие прямой связи с реальной практикой менеджмента. Многие участники программ МВА получают знания, имеющие лишь отдаленную связь со значимыми вопросами управления организацией. Если их привлекает высокий балл RAE, имеющийся у некоторых университетов, они все равно получают стандартное образование или даже образование на основе уже устаревших материалов, поскольку научные интересы преподавателей могут быть недостаточно релевантными".

Все это имеет прямое отношение к участникам программ МВА. Ассоциация МВА, британская комиссия по защите прав потребителей и аккредитации, ставит жесткие условия по количеству академических часов очных занятий для студентов дневного обучения, число которых не должно быть меньше 400. Бизнес-школы на континенте (а следовательно, вне зоны RAE) обычно с легкостью отвечают таким требованиям, в то время как британские школы проходят под этой планкой "с большим скрипом". Таким образом, участники программ МВА на континенте получают за время обучения больше личного общения с профессорами.

Согласно информации АМВА, студентов британских курсов МВА это не слишком беспокоит, но поскольку все больше студентов превращаются из благодарных реципиентов знаний в потребителей образовательных услуг, многие британские школы всерьез заговорили о своем намерении отойти от избыточных объемов исследований "исключительно для посвященных".

Manchester Business School предлагает своим академическим сотрудникам публиковать результаты своих исследований дважды: первый раз - в академическом журнале, второй раз - в журнале более практической направленности.

Профессор Колин Иден (Colin Eden), директор University of Strathclyde Graduate School of Business (USGSB), считает, что комиссия RAE должна учитывать такие практически ориентированные публикации, в то время как бизнес-школы университета Durham заняты поиском методов повышения популярности исследовательской деятельности посредством конференций.

Одновременно Кэри Купер замечает, что в целом воздействие RAE на бизнес-образование было (и остается) не слишком явным. "Оценки RAE могут не понравиться тем, кого комиссия оставила без внимания, а следовательно, чей вклад в процесс образования не столь велик", - говорит он.

"Я полагаю, что в дополнение к профессорам-исследователям нам нужно больше профессоров-преподавателей, как в системе образования США. Тем не менее доход школы складывается из программ МВА и Executive MBA. Позиция школ относительно изменений в этой сфере весьма жесткая. Научная репутация учебного заведения - один из факторов, привлекающих новых участников программ, а в этой сфере информация RAE - единственный достойный и объективный критерий оценки интеллектуальной репутации университета".

"Все другие рейтинги построены по принципам сравнения уровня дохода выпускников или представляют собой обычный опрос общественного мнения. RAE - единственная организация, способная дать вам информацию о том, где же на самом деле обитают ученые. Она также явилась фактором, значительно поднявшим в глазах всего мира престиж британского менеджмент-образования. Она сделала Великобританию ведущей нацией в научных исследованиях в области бизнеса".

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте