Маркетинг как услуга

Дата публикации

Все чаще российские компании приходят к выводу о необходимости расширения бизнеса за счет региональной экспансии. Поводов, как всегда, может быть сколько угодно: рынок «своего» региона исчерпан, появилось ощущение, что опробованные модели бизнеса можно тиражировать на новых территориях, пришла пора расширять партнерскую сеть… Вопрос только в том, как обеспечить маркетинговую поддержку подобного развития. Один из вариантов — присмотреться к услугам «Системы межрегиональных маркетинговых центров».

 

Отделы маркетинга крупных российских компаний давно расстались с ролью пасынка, которого держат из жалости и… из соображений престижа (ведь маркетинг во всем мире признается чуть ли не главным двигателем бизнеса!). И теперь маркетинговые службы растут, занимая порой целые этажи офисных комплексов. Действительно, чем острее конкуренция, тем больше приходится заниматься не столько созданием основных товаров и услуг (разумеется, при условии, что те соответствуют современным требованиям), сколько изучением конъюнктуры и поведения потребителей, поддержкой системы продаж и формированием благоприятного имиджа компаний.

 

Для предприятия со штатом в несколько сотен человек маркетинговая служба, укомплектованная десятками специалистов, — обычное дело. Управление связями с прессой и общественностью, написание пресс-релизов, организация мероприятий, разработка маркетинговых программ, манипулирование торговыми марками и брендами, развитие отношений с потребителями и партнерами, мониторинг цен и отслеживание активности конкурентов, поддержка веб-сайта компании и подготовка рекламных проспектов… Всего не перечислить, всем этим нужно заниматься, и заниматься профессионально.

 

А теперь зададимся, казалось бы, невинным вопросом: нужно ли все это предприятиям малого бизнеса, где работают всего несколько десятков человек? Может быть, специфика малого предпринимательства избавляет от необходимости тратить ресурсы на пресловутую маркетинговую составляющую? Увы. Малому предприятию приходится иметь дело с тем же самым кругом задач. Да, количественные показатели могут быть иными, чем у крупных компаний. Однако роль маркетинга и здесь остается ключевой.

 

А коли так, то выбор у малого предприятия явно не велик. Прежде всего, можно попытаться найти на рынке труда гения, который окажется и швецом, и жнецом и даже игрецом на дуде. Однако подобные персонажи до сих пор крайне редки в наших краях. А если и встречаются эдакие самородки, то их быстро перекупают фирмы побольше, предлагая зарплату, карьерные перспективы и социальные пакеты, несопоставимые с реальными возможностями малого бизнеса.

 

Другой вариант — формирование полноценного (ну, или почти полноценного) отдела маркетинга. Но и в таком случае корпоративная конструкция оказывается перекошенной. Иными словами, если мы производим мебель на заказ, изготовлением которой занято три десятка работников, довольно странным выглядело бы наличие службы маркетинга с сопоставимым количеством сотрудников.

 

Конечно, значительную часть маркетинговых задач в малом бизнесе, как правило, взваливают на себя собственники и топ-менеджеры. Однако далеко не всегда они способны выполнять эти функции с должным уровнем профессионализма. По вполне понятным причинам. То, как российские малые предприятия справляются с этой непростой задачей, — тема отдельная и требующая особого, подробного разговора. Сегодня же речь пойдет скорее об одной из возможностей облегчить «маркетинговое бремя».

 

Как бы мы ни критиковали отечественную программу поддержки предпринимательства, кое-что все-таки делается. Так, постепенно набирает обороты система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ), о которой мы уже несколько раз упоминали в материалах рубрики. Сегодня — чуть подробнее о проекте, представленном по адресу http://marketcenter.ru.

 

Структурно система ММЦ представляет собой целую сеть региональных информационно-маркетинговых компаний, в меру возможностей пытающихся наладить продуктивные отношения с местными властями, различными общественными организациями предпринимателей и любыми другими структурами и предприятиями, которые заинтересованы в развитии горизонтальных хозяйственных связей между регионами России и других стран. Возникла эта сеть благодаря инициативе правительства Москвы и довольно быстро выбралась за границы столицы и даже России. При том что конкретные маркетинговые центры являются довольно самостоятельными организациями, все они действуют в рамках единой стратегии. А в роли координирующего центра выступает Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

 

Клиенты системы ММЦ делятся на партнеров — тех, кто заключил договор с тем или иным региональным центром, и абонентов, коими являются любые предприятия, использующие публичные сервисы портала ММЦ.

 

Партнеры системы ММЦ могут получать информацию о предприятиях, товарах, проектах в интересующих регионах, публиковать соответствующие данные о своих предприятиях и их деятельности, получать поддержку при организации рекламных кампаний, приобретать аналитические отчеты и маркетинговые исследования по любой группе регионов и товарным группам. Кроме того, доступны такие услуги, как разработка презентаций для продвижения продукции в регионах и поддержка в процессе поиска контактов с администрациями тех территорий, где предполагается развернуть бизнес компании.

 

Ну а абоненты информационной сети, входящей в состав системы ММЦ (а ими, разумеется, могут являться и партнеры), могут арендовать «виртуальные офисы», чтобы не тратиться на создание собственных корпоративных систем, размещать «визитные карточки» предприятий, открыть собственный веб-сайт, используя ресурсы системы ММЦ, использовать системы информирования и рассылок, а также массу других информационных сервисов, включая определение реальной цены своей продукции при помощи электронного аукциона, сбор сведений о предпочтениях клиентов, анализ баз данных, получение аналитики…

 

По сути, это очередная возможность передать часть классических маркетинговых функций на аутсорсинг, соизмерив затраты, связанные с использованием услуг ММЦ, с альтернативными вариантами, включая формирование собственного полноценного отдела маркетинга или контракт на обслуживание со сторонними сервисными компаниями.

 

Если говорить о конкуренции с любыми другими поставщиками маркетинговых услуг (а их с каждым днем становится все больше), то к сильным сторонам ММЦ стоит отнести прежде всего широкое покрытие территории страны. И это важный аргумент для тех предприятий малого бизнеса, которые в той или иной степени ориентированы на региональное развитие, — сегодня, как заявляют представители ММЦ, возникшая в рамках проекта региональная сеть покрывает до 90% экономически активной территории страны, а число клиентов уже приближается к тысяче.

 

«Распространение маркетинговых знаний, применение современных маркетинговых технологий в среде малого предпринимательства сталкивается с рядом серьезных проблем, часть которых имеет общий характер, другие же отражают чисто российскую специфику, уверены авторы проекта. Общей проблемой является то обстоятельство, что малыми предприятиями обычно руководят не наемные профессиональные менеджеры, а учредители и владельцы. Подавляющее большинство таких «народных предпринимателей» не имеет специальной маркетинговой подготовки. С одной стороны, это хорошо, поскольку они прошли школу выживания в реальных условиях российского бизнеса и умеют находить нестандартные решения в острых, часто — кризисных ситуациях. С другой стороны, во многих случаях отечественные малые предприниматели тратят массу сил и энергии на «изобретение велосипеда», методом собственных проб и ошибок открывая истины, уже давно ставшие азами менеджмента и маркетинга».

 

Как обычно, мы далеки от попыток что бы то ни было рекомендовать. Выбор партнеров — сугубо личное дело каждого бизнесмена. Но так или иначе, а наличие в стране развитой системы региональных маркетинговых центров выглядит весомым поводом для того, чтобы обратить на нее внимание читателя.

 

Правила поведения

 

Из кодекса профессионального поведения участников системы ММЦ

 

- Участники системы ММЦ обязуются осуществлять свою деятельность профессионально и не допускать каких бы то ни было действий, дискредитирующих Систему

 

- Никто из участников Системы ММЦ не станет злоупотреблять своим положением в Системе либо какой-либо информацией, имеющейся в распоряжении или адресованной Системе

 

- Участники Системы ММЦ признают, что их главными целями является развитие и укрепление межрегиональных связей, поддержка предпринимательства

 

- Участники Системы ММЦ дорожат своим авторитетом и статусом международной организации

 

- Участие в Системе ММЦ подразумевает активную деятельность по наполнению и актуализации информационных баз данных Системы ММЦ, являющейся общим достоянием Системы

 

- Все участники Системы имеют равные права на использование информации, размещенной в базах данных Системы ММЦ.

 

Денис Викторов

cio-world.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте