Зачем менеджеру образование? Результаты исследования "Менеджеры", проведенного в конце 1999 года

Дата публикации

Мы продолжаем публикацию данных социологического исследования, проведенного в конце 99-начале 2000 года. Исследование проходило в два этапа: анкетный опрос 400 менеджеров среднего и высшего звена и 30 глубинных интервью с управленцами высшего звена - руководителями и заместителями руководителей крупнейших российских компаний
Еще несколько лет назад при устройстве на хорошую работу уровень полученного образования играл значительно меньшую роль по сравнению с практическими навыками и предыдущим стажем работы. Сегодня ценность этих факторов практически выровнялась. Ценность образования растет не только в бизнесе, но и в обществе: об этом говорят все возрастающие конкурсы в ВУЗы.
Ценность хорошего образования, как одного из важнейших факторов быстрой и успешной карьеры, в полной мере осознают и участники нашего исследования - менеджеры среднего и высшего звена. По результатам анкетного опроса менеджеров “хорошее образование” уверенно вошло в десятку наиболее значимых для них ценностей. Представители этого социального слоя ценят качественное образование даже выше, чем “собственное здоровье” и “стабильность в обществе”. Данные количественного исследования показывают, что хорошее образование, наряду с профессионализмом и коммуникабельностью считается менеджерами наиболее значимыми факторами успешной карьеры.
Менеджеры - люди чрезвычайно прагматичные. За что они так ценят хорошее образование? Хорошее образование рассматривается менеджерами как явное конкурентное преимущество на российском рынке труда. “Мне жалко мальчиков, которые в начале девяностых бросили институты, думая, что они никогда им больше не понадобятся, и пошли работать владельцами киосков. Я не думаю, что они смогут добиться чего-нибудь в жизни,” - высказывала свое мнение о важности хорошего образования руководитель российского представительства очень крупной западной компании.
Во-первых, наличие хорошего профессионального образования позволяет менеджеру перепрыгнуть сразу через несколько карьерных ступенек, а не начинать “с нуля”. Менеджер, получивший престижное образование, быстрее продвигается по карьерной лестнице и зачастую принимается на работу на более высокую должность, по сравнению со своим “плохо образованным” конкурентом. Сравнительная ценность российского образования, пусть даже приобретенного в престижном российском ВУЗе, оказывается гораздо более низкой. Признавая, что российское образование дает хорошую теоретическую базу, структурирует мышление и обеспечивает широкий кругозор, менеджеры говорят о дефиците конкретных, практически приложимых знаний (последнее место в рейтинге “польз” российского образования). Западное образование, ориентированное на практическую применимость полученных знаний, дает менеджерам серьезный “стартовый толчок” в построении карьеры и, как следствие, больше ценится работодателями. 
Во-вторых, работодатель все меньше и меньше готов ждать, когда их сотрудник научится всему на собственном опыте. Топ-менеджеры, вспоминая “истоки” своей карьеры, часто говорят о том, что в то время они были талантливы, активны и именно поэтому смогли достигнуть настоящего успеха. Наличие знаний и умений тогда играло не слишком важную роль, все были одинаково неопытны и учились на своих ошибках. Но говоря о том, каких людей они ищут и каких принимают на работу сейчас, топ-менеджеры в первую очередь говорят об образованных профессионалах. Образование уровня МВА и отличное знание английского языка в некоторых областях, например в такой высокооплачиваемой и престижной как фондовый рынок, стало практически необходимым условием приема на работу. Свободное знание английского все больше становится необходимым условием успешной карьеры менеджера. В отличии от франкоговорящей элиты России 19 века, деловая элита конца 20-начала 21 века свободно говорит по-английски. Среди опрошенных нами топ-менеджеров лишь единицы не говорят на этом “международном” языке. Те же из них, кто не выучили язык “вовремя”, оценивают это как один из наиболее серьезных сделанных ими просчетов.
В третьих, хорошее образование дает менеджерам достаточный багаж социальных связей, помогающих в дальнейшей карьере. Выпускник ВУЗа сегодня, в особенности ВУЗа престижного обладает значительными преимуществами по сравнению со своим менее удачливым или менее дальновидным собратом - ему гораздо легче сделать карьеру. Данные качественного исследования российских топ-менеджеров позволяют говорить о том, что в России сегодня уже существуют “школы топ-менеджеров” - институты, поставляющие на рынок труда управленцев высшего звена. 
Соответственно, обучение в хорошем ВУЗе несет в себе еще одно преимущество - значительное количество неформальных или дружественных “полезных знакомств”, которые осознаются как полезные уже гораздо позднее. Все (!) опрошенные нами топ-менеджеры назвали контакты и знакомства (Network по меткому выражению одного из респондентов) как одно из важных преимуществ, которые дало им полученное образование. “Чувство Мы” формирующееся в ходе учебы, в дальнейшем немало помогает бывшему студенту МГУ или МГИМО, позволяя неформально обращаться за помощью или информацией к лучшими специалистам в той или иной области (бывшим однокурсникам), помогает в переговорах с партнерами (соучениками по институту). Все это приобретает особенную важность в условиях низкой законодательной защищенности российского бизнеса, когда надежность и предсказуемость партнера играет особенно важную роль. Итак, человеку, собирающемуся сегодня сделать карьеру менеджера можно посоветовать поступить в престижный ВУЗ, после чего “доучиться” в западной бизнес-школе. И результаты нашего качественного исследования говорят о том, что среди молодых топ-менеджеров становится популярной именно такая стратегия карьеры. Но такой путь доступен немногим. Для того, чтобы “не отстать” от своего более удачливого соперника и достичь той же карьерной ступеньки, на которую сразу придет человек с “двойным” образованием, существует другой способ. Одновременно с получением российского образования, как можно раньше начинать работать по специальности. И именно так, судя по результатам опроса большинство российских менеджеров сегодня. 84,1% участников исследования считает, что “необходимо как можно больше времени тратить на учебу и получать как можно лучшее образование”. Одновременно с этим, 78,3% опрошенных согласно с тем, что “необходимо начинать работать как можно раньше и приобретать практический опыт”. Но даже, если успешно следуя этой стратегии, молодой менеджер достигает достаточно высокого статуса, в какой-то момент, отсутствие профессионального образования становится практически непреодолимым препятствием для его дальнейшей карьеры. И говоря о дальнейших перспективах своей карьеры, успешные менеджеры среднего звена, говорят о необходимости получения MBA. 


 

Комментарии Фейсбук Вконтакте