Забытые манеры. Менеджерам Германии приходится осваивать азы вежливости

Дата публикации

В кругу немецких бизнесменов все чаще возникают вопросы по деловому этикету: как вести себя на переговорах и надо ли целовать руку даме на бизнес-встрече? Эта озадаченность напоминает попытку отгородиться от куда более серьезных проблем: безработица уже много месяцев держится на уровне 10%, темпы экономического роста невелики, а многие компании угрожают перевести рабочие места за границу.

Проблема хороших манер широко обсуждается в немецком обществе уже несколько лет. Недаром большую популярность среди немецкого населения завоевала телепрограмма "Шоу благородных манер" (Grand Manners Show). В ней принимали участие две соревнующиеся между собой группы: аристократы и байкеры. Участникам соревнования задавали вопросы по этикету, например такие, как: "Что делать, если вы обнаружили волос в вашем супе?" (правильный ответ — попросить официанта унести суп) или же "Что делать, если у босса на деловой встрече расстегнулась ширинка?" (правильный ответ — скажите ему об этом в подходящий момент). Выиграли аристократы.

Специалисты неоднократно подчеркивали важность подобных шоу для формирования нормальных отношений между коллегами в офисе. Например, глава немецкой ассоциации работодателей Дитер Хадт утверждает, что в некоторых компаниях "не соблюдаются элементарные правила сосуществования". Согласно официальной статистике, с 1990-х гг. количество судебных разбирательств, связанных с оскорблением или грубым обращением, увеличилось в Германии более чем вдвое. Многие случаи плохого обращения с другими людьми отмечались прямо на рабочем месте. Происходящее дало право немецкому журналу Der Spiegel объявить в этом году Германию "республикой многочисленных оскорблений".

Опрос, проведенный Readers Digest и опубликованный прошлым летом британским изданием журнала, выявил, что немцы считаются "наименее приятными" людьми во всей Европе. Еще в одном исследовании, которое провел британский журнал Caterer & Hotelkeeper, немцы были названы самыми грубыми туристами в мире. Летом 2003 г. тогдашний министр туризма Италии заявил, что немцы слишком шумно ведут себя на пляжах итальянских курортов. Это заявление вызвало небольшой дипломатический скандал.

Многие немцы встревожены данными опросов. Иные уже задумываются, как и где научиться хорошим манерам. Например, Майкл Финкенцеллер, 27-летний студент выпускного курса факультета журналистики Университета имени Йоханнеса Гутенберга (Johannes Gutenberg University) в Майнце, недавно прошел однодневный семичасовой курс хороших манер. "Теперь я знаю, как надо себя вести, правда не во всех ситуациях, — говорит он. — Обстоятельства могут быть разные. К примеру, вы приходите на вечеринку — кто кого и кому представляет? Я остановлюсь посреди зала и спрошу себя: "Что мне делать?" Я также не знаю, как есть какое-нибудь сложное блюдо типа омара".

Немцы стали больше внимания уделять этикету и по экономическим соображениям. Они боятся, что плохие манеры бизнесменов негативно скажутся на имидже немецких компаний на мировом рынке и подорвут их сильные позиции. Работодатели беспокоятся, что недостаток хорошего воспитания может разобщать рабочие коллективы, снижать производительность труда и усложнять отношения с зарубежными партнерами. В любой компании команда может успешно функционировать только при условии, что все сотрудники связаны между собой, зависят друг от друга, могут друг на друга положиться и серьезно относятся к своему делу. "Нельзя больше закрывать глаза на существующие проблемы, особенно когда речь идет о современной молодежи", — говорит Хадт из ассоциации работодателей. "Ужасно, но сегодня никто не поднимается с места, заметив в автобусе старого человека, — говорит Аннетт Рейхманн, пресс-секретарь саарского министерства культуры, образования и науки. — В нашем обществе слишком мало взаимоуважения, и мы хотим поднять эту проблему".

После успешного показа по телевидению программы "Шоу благородных манер" в эфир вышло еще несколько передач, посвященных этикету. Этикету посвящены и многочисленные издания. Эксперт в области изящных манер Лиз Дрост много занимается с корпоративными клиентами. "Бизнесмены должны часто выходить на ланчи в рестораны", — говорит она и добавляет, что деловые люди обращаются к ней столь часто, что сейчас она ведет от 50 до 70 семинаров в год. 10 лет назад она в два раза меньше выступала по этой теме перед бизнесменами. Большими тиражами расходятся и написанные ею самоучители по хорошим манерам. В учебниках даются советы, как вести себя в самых распространенных ситуациях. К примеру, там сказано: "Первым подает руку при встрече более высокопоставленное лицо" или "Не посылайте жене босса красные розы, будьте внимательны в выборе цветов".

Ученики не всегда положительно воспринимают советы Дрост. Один из них говорит, что соблюдение всех правил за столом мешает нормальной еде. "Мне кажется, это глупо, — рассуждает он. — Если есть суп таким образом, то трапеза затянется". Однако в конце урока ученик все-таки признает, что узнал много нового и полезного. Это пригодится ему в жизни.

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте