Критика - двигатель перемен

Дата публикации

London Business School разрабатывает принципиально новую программу МВА.

За последние годы мы слышим все больше критики завоевавших весь мир традиционных программ МВА. Причем большую часть этой критики мы слышим из уст самих представителей академических структур.

Одним из самых громких критиков традиционной системы МВА выступает Генри Минцберг из монреальского McGill University. "Программы МВА готовят специалистов в отрыве от контекста. Они лишь дают им впечатление, что они способны чем бы то ни было управлять. Даже если у них имеются знания, они не находят применения. Традиционные программы МВА совершенно не используют опыт", - говорит он.

Другой критик - Джеффри Пфеффер (Jeffrey Pfeffer), профессор школы Stanford. По его словам, МВА может обеспечить уверенность в своей карьере и финансовое благополучие, но, как результат, на программы стремятся попасть те, кто заинтересован лишь в высокооплачиваемой работе, а не в содержании бизнеса.

Голос компаний, принимающих на работу специалистов МВА, слышен не так громогласно. "Рекрутеры ищут кандидатов, ориентированных на результат, которые могут высокоэффективно работать и стремятся к быстрому карьерному росту", - говорит Кетлин Долан (Kathleen Dolan), директор службы по карьере для слушателей барселонской IESE Business School.

Тем временем London Business School запустила специальный консалтинговый проект, в рамках которого компании, принимающие на работу специалистов МВА, должны ответить на ряд вопросов: какие качества они ищут в своих менеджерах в первую очередь, какие из их качеств имеют первостепенное значение, что определяет успешного лидера, каковы составляющие успеха в глобальной экономике.

Один из инициаторов и руководителей работы в этом направлении - Найджел Эндрюс (Nigel Andrews), управляющий LBS. "Бизнес-школы должны расширить поле своего видения и не просто снабжать слушателей знаниями, а вырабатывать у них качества и навыки  применения знаний", - говорит он.

"Образование МВА должно стать более ориентированным на практику и одновременно найти способ воспитания интуиции, честности и рассудительности. Самое главное - школы должны прививать своим слушателям умение работать в глобальном бизнесе, которое мы определяем как способность мыслить, принимать решения, действовать инновационно и эффективно в непредсказуемых условиях глобального бизнеса".

LBS классифицировала 39 наиболее часто упоминаемых способностей в три раздела: знания, навыки, качества. Значение этого поясняет Дэвид Ньюкирк (David Newkirk) из консалтинговой компании Booz Allen Hamilton, которая работала над разработкой стратегии для LBS: "Мы можем давать знания, а должны тренировать навыки, качества же мы можем только развивать. Поэтому в управленческом образовании изменится не просто "что", но и "как", и "кто" всего процесса".

Перед мировой системой бизнес-образования встает непростая задача. Сложность ее заключается в том, что бизнес люди постигают во все более раннем возрасте. В Соединенных Штатах 21% всех степеней додипломного образования присуждается в области бизнеса.

Переход от знаний к получению навыков и качеств означает, что для кандидата очень важно правильно выбрать время для поступления на программу МВА. "Рынок МВА остается очень разнообразным. Его участниками становятся люди всех возрастов, обладающие самым разным опытом. И в результате они не становятся похожими", - говорит профессор Шон Михан (Seán Meehan), директор программ МВА в школе IMD.

"Мы все видим рост спроса со стороны молодых руководителей со стажем работы и уверенностью, способной вознести их карьеру к новым вершинам, - добавляет он. - Кандидаты стали намного более последовательными и внимательными. Это очень хорошо, потому что работодатели от них не отстают".

Комментарии Фейсбук Вконтакте