Креатив в бизнесе: все обычное необычно

Дата публикации 21.02.2014

Креатив – не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату;
это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера
креатора так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм.
Фредерик Бегбедер, «99 франков»

Человечество живет в постоянном движении, непрерывным изменениям подвергается каждая сторона его жизни. Зачастую эти изменения происходят в независящей от нас форме и повлиять на них крайне сложно, если вообще является возможным. Однако человек способен адаптироваться под различные ситуации, и от этого непременно зависит наша жизнедеятельность. Изменения также касаются бизнеса, где планировать будущее на 100% практически невозможно, но стать новатором можно вполне. И здесь важно не просто следовать модным тенденциям, а научиться управлять этими изменениями.

В последние годы все чаще употребляется понятие креативности, а сфера рекламной деятельности без него практически не обходится. Попробуем разобраться, что же это за «блюдо» такое – креатив, с чем его едят и насколько необходим компании хотя бы один креативный топ-менеджер.

Для начала определимся с понятием. Креатив подразумевает создание чего-то нового, обусловленного какими-либо насущными изменениями. Это могут быть изменения в стране, обществе, бизнесе, да и, пожалуй, в каждой сфере нашей жизни. Однако остановимся на бизнес-сфере, где с годами создаются новые модели, тенденции, и, бесспорно, без креатива здесь не обойтись. Все объясняется довольно-таки просто, если компания «устаревает», то абсолютно неизбежно и сокращение конкурентоспособности, и отставание от новых тенденций в развитии, и, как следствие, снижение прибыли и статуса успешности.

Важно сразу уточнить, что креативность, впрочем, как и любое понятие в бизнесе, должна быть эффективной и приносить положительные результаты. Так объясняется употребляемое в некоторых компаниях словосочетание «эффективный креатив».

На современном рынке трудоустройства во многих вакансиях одним из требований является креативность. Крупные и не очень габаритные компании «колени сшибают» в поисках креативных менеджеров, способных «разбавить» бизнес-деятельность креативными вливаниями. Так вот и получается, что креативность является одним из важных качеств «человека будущего», отличающегося нестандартным мышлением и сообразительностью, новаторскими и творческими способностями. В любой бизнес-сфере нужен профессионал, который сможет нестандартно и нетрадиционно посмотреть на ситуацию и также небанально и изящно, но при этом оперативно и правильно принять решение по различным вопросам.

Чаще всего креативные работники как «генераторы идей» требуются в «творческих» сферах – рекламе и PR, массмедиа, в индустрии развлечений.

В нашей стране от хорошего работника и уж тем более от руководителя требуются следующие качества: он должен быть креативным членом команды, удачно строящим стратегии и умеющим работать на результат. Соответствующие выводы сделали аналитики международной сети агентств по подбору персонала InterSearch. Кроме того, в России, а также в оставшихся странах БРИКС в профессионалах особенно ценятся многогранность и умение решать любые проблемы. Однако в других странах приоритеты расставлены несколько иначе. Так, в Малайзии и Австралии главными требованиями для топ-менеджера являются результативность, порядочность и наличие стратегии; креатив и умение работать в команде отходят на второй план. В Соединенных Штатах Америки особенно ценятся сотрудники, способные к гибкости и аутентичности (умению в любой ситуации быть естественным и оставаться собой). В Новом Свете готовность к риску сведена к нулю, тогда как в Аргентине без нее не обойтись. В Норвегии в менеджерах ценится коммуникабельность, в Венгрии популярен креатив, в Бельгии – умение быть частью команды, в Чехии – смелость.

В России креативным менеджером может быть как отдельный сотрудник, так и ведущий направления, координатор деятельности компании или сам директор. И нужно принять действительность, что отдельных креативных менеджеров в нашей стране еще очень мало, основная часть этого «меньшинства» приходится на представителей крупных компаний и холдингов. Предполагается, что состоявшаяся должность креативного менеджера или директора будет актуальная через 5–7 лет в мегаполисах, а в более мелких городах – лет через 15–20.

Между тем бытует мнение, что каждый человек от рождения награждается креативностью, просто с годами у кого-то она развивается, а у кого-то гаснет, как правило, из-за ненужности или недоиспользования. Как бы то ни было, по мнению ученых, каждый человек способен развить в себе это уникальное и на сегодняшний день очень модное качество.

Комментарии Фейсбук Вконтакте