Бизнес-школы в стремлении к качеству

Дата публикации

Обе школы - Казахский институт менеджмента, экономики и стратегических исследований (КИМЭИ) и Международная академия бизнеса - находятся в Алматы, столице республики до 1998 года. Они добились признания как лучшие бизнес-школы в Средней Азии, и в большей части их заслугой является то, что за последние 10 лет степень MBA в Казахстане стала “золотым стандартом” бизнес-образования.

С ростом спроса на хорошо обученных работников, обладающих профессиональными техническими навыками, за последние несколько лет в Казахстане были открыты и другие образовательные учреждения, сотрудничающие с западными университетами. Ярким примером тому является Британо-Казахский университет, основанный в 2002 году. 

На протяжении нескольких последних лет слово “аккредитация” являлось ключевым как для КИМЭИ, так и для МАБ. Обоим институтам пришлось через многое пройти, чтобы приблизить их стандарты к западному уровню и доказать, что они того добились, получив аккредитацию в официальных органах оценки качества.

«Необходимость в подтверждении валидности предлагаемых курсов возросла из-за нахлынувшей волны интереса, проявленного в Казахстане к бизнес-образованию”, – говорит Кристоф Террасс (Christophe Terrasse), заместитель руководителя по научной и исследовательской деятельности Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development (ЕФРМ)) – глобальной организации, чья деятельность направлена на непрерывное совершенствование обучения менеджменту. ЕФРМ более известен благодаря Европейской системе усовершенствования качества бизнес-образования (ЕСУК).

Мистер Террасс, в роли председателя департамента маркетинга с1999 по 2000 год, при поддержке Евросоюза принимал участие в проекте, направленном на внедрение обучения MBA в Казахстане, а точнее в КИМЭИ. На сегодняшний день он посещает МАБ 2 или 3 раза в год для преподавания на факультете маркетинга.

“Люди, грубо говоря, на пустом месте открывали визуальные бизнес-школы, – говорит мистер Террасс. – Однако студентам, преподавателям и другим участникам процесса необходимо было знать, в каких из них образование качественное, а в каких – нет, для чего и нужна была аккредитация. К тому же, несмотря на существование государственной аккредитации, необходима была еще одна, международного уровня, либо по крайней мере международная поддержка”.

Подобно многим западным партнерам, решавшим проблему до них, обе школы понимали, что на получение аккредитации могут уйти годы упорной работы. Причина в том, что аккредитация является доказательством не только целесообразности практики учебного заведения, но также, по словам доктора Террасса, выработки и повышения уровня качества.

Школы решили по-разному подойти к вопросу о получении аккредитации. МАБ стала инициатором разработки региональной системы аккредитации – СККОМ (Среднеазийского коэффициента качества обучения менеджменту). Она опирается на ЕСУК и следует его структуре, однако разработана с учетом региональных факторов.

“Например, к решению таких вопросов, как преподавательский состав и мобильность студентов, можно подходить по-разному, если учитывать расстояние между Казахстаном и Европой”, -объясняет Ольга Кузнецова, директор МАБ.  Школа получила сертификат СККОМ на обучение руководителей высшего звена в 2005 году, и, по словам Кузнецовой, стратегическое консультирование, которого они добились, явилось очень важной частью всего процесса. Оно обеспечило помощь в выборе тех инициатив, которые необходимо предпринять в целях улучшения качества курса, квалификации преподавателей, расширения международных связей и других факторов.

Неоспоримыми преимуществами оказались разработка исследовательской деятельности школы, наряду с повышением уровня мобильности студентов и преподавательского состава, а также запуск новой программы получения двойного диплома (при которой студенты могут начать обучение в одном из университетов, а заканчивать в другом). Все это может быть весьма полезным для самого процесса перехода к аккредитации следующего уровня – такого как, например, EFMD’s Epas (программа аккредитации (EFMD)). Доктор Кузнецова надеется на ее приобретение уже через 2 года, что послужит своеобразным “проводником” к получению отличительного статуса ЕСУК в последующие 2-3 года. “ЕСУК – это очень требовательный стандарт, – утверждает она. – И для его получения нам предстоит немало упорной работы”.

В противовес этому КИМЭИ решил добиваться аккредитации посредством системы, которой управляет Ассоциация школ и университетов Новой Англии (New England Association of Schools and Colleges). “Она является одной из самых престижных среди сертификационных организаций, – говорит Сэнг Хун Ли (Sang Hoon Lee), декан бизнес-школы Bang при КИМЭИ (школа названа именем создателя и директора-основателя КИМЭИ Чен Йанг Банга (Chan Young Bang)). - По этой системе получали аккредитацию многие элитные частные школы штата Массачусетс и Новой Англии, и мы хотели пополнить этот ряд в нашем регионе, Средней Азии и СНГ”.

Вслед за рядом визитов, принятых год назад и во время которых, по словам доктора Ли, школа получала только самые приятные отзывы, КИМЭИ добился разрешения от Ассоциации Новой Англии на выдвижение кандидатуры на аккредитацию. Доктор Ли утверждает, что по масштабу эти улучшения были глобальны, а касательно качества и открытости школа уже соответствует определенным требованиям. Пока нерешенным остался лишь вопрос о корпоративном управлении, который разрешится только в случае, если правительство согласится передать 40% находящихся в его распоряжении акций в доверительную собственность (остальные 60% принадлежат доктору Бангу).

Наряду с этим, в КИМЭИ в настоящее время обсуждаются пути поиска аккредитации программ исключительно для бизнес-школы через основанное в США Сообщество продвижения бизнес-школ при университетах (СПБШУ). Наряду с ЕСУК и основанной в Соединенном Королевстве Ассоциации системы аккредитации программ MBA (AMBA), она считается одной из самых значимых систем сертификации в мире.

Несмотря на то что обеим школам удалось за несколько лет пройти долгий путь решения многочисленных проблем, препятствия им еще предстоят. Существует сложность в нахождении и удержании квалифицированных преподавателей, считает доктор Террасс. Доктор Кузнецова полностью с ним согласна и добавляет, что для преподавания на курсе, по окончании которого присваивается докторская степень в деловом администрировании (DBA), главной проблемой является недостаток преподавателей, обладающих всеми тремя основными качествами – это опыт в ведении бизнеса, научная работа и международная практика. “Теоретическая база преподавателей должна быть подкреплена опытом ведения бизнеса, но если все же и приглашать людей, у которых отсутствует собственная методология в этой области, они должны располагать опытом составления научных работ”, - говорит она.

По вопросу привлечения выдающихся работников научной сферы мирового уровня доктор Ли отмечает, что многие люди до сих пор не считают Казахстан подходящим местом для таких поисков. К счастью, данное представление о стране меняется по мере того, как страна становится все более и более узнаваемой на мировом рынке ввиду природных ресурсов и экономического роста.

«Другим важным вопросом является спонсирование. Несмотря на то что государство является частичным собственником, КИМЭИ не получает от него никакой финансовой поддержки, - сообщает доктор Ли. - И хотя школа и не обязана выплачивать налог на прибыль – той, которую она получает от платы за обучение, недостаточно для привлечения преподавателей желаемой квалификации либо поддержания оснащения. Поэтому мы вынуждены заниматься сбором средств, т.к. корпоративное финансирование пока еще не является частью нашей культуры и для его разработки понадобится немалое количество времени».

“У МАБ схожая ситуация, – подтверждает доктор Кузнецова, – ведь завязывание бизнес-отношений является важнейшей частью процесса сбора средств”.

Другим проблемным вопросом может оказаться плата за обучение. Программа DBA от КИМЭИ началась в январе 2006 года, однако пока на нее подали заявления лишь 20 студентов. Доктор Ли считает, что одной из причин столь замедленного процесса является размер платы, которая составляет $48000, что может являться огромным барьером с финансовой точки зрения. К счастью, недавно появилась система различного вида президентских стипендий, поддерживаемая международным банком. Она начнется этой осенью и, возможно, облегчит студентам ситуацию.

Участники программ MBA, безусловно, уже обладают высоким заработком и не нуждаются в помощи в оплате $15000 за повышение квалификации. На MBA-программы в КИМЭИ, которые начнутся этой весной, зарегистрировались, ориентировочно, 350 человек, однако большинство из них – на full-time-программы и только небольшая часть будет обучаться по part-time и вечерней формам, а на программу Executive MBA пока что зарегистрировались лишь 15 человек. В МАБ на программы MBA зарегистрировано уже 620 человек, по сравнению с 2000 обучающихся по программе бакалавриата.

Сотрудничество с другими бизнес-школами на международном уровне уже помогло обеим школам в улучшении качества образовательного процесса, т.к. они в работе с другими школами Европы, Азии и США смогли перенять технику проведения занятий. «Соглашения о сотрудничестве между МАБ и HEC School of Management в Париже, Maastricht School of Management в Голландии способствовали внедрению международной методологии и привлечению преподавателей со всего мира, – говорит доктор Кузнецова, – а также привнесли международный опыт в нашу исследовательскую деятельность».

Несмотря на все сложности, бизнес-школы Казахстана ожидает светлое будущее. Обе привлекают студентов как из регионов Средей Азии и СНГ, так и из самого Казахстана и собираются расширять сферу привлечения.  КИМЭИ пользуется особой популярностью у корейцев – на данный момент в нем учатся 40 представителей этой страны – что, возможно, отчасти связано как с корейским происхождением доктора Банга, так и с интересом корейских компаний в инвестировании в Казахстане. В МАБ, по словам доктора Террасса, по специальности “маркетинг” обучаются студенты из Кыргызстана и Узбекистана.

По мнению доктора Ли, бизнес-школа при КИМЭИ работает в полную силу, а требования к поступлению с каждым годом становятся все жестче и жестче. Уже сегодня школа принимает только 25% абитуриентов.

 

Доктор Кузнецов с таким же оптимизмом смотрит на будущее МАБ, несмотря на падение показателей роста по некоторым отраслям некогда процветавшей экономики, таким как строительство и финансирование. “Данные вложения в образование и человеческий капитал принесут хорошую прибыль”, - уверена она.

 

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте