Карьера начинается с образования

Дата публикации

– Владимир Львович, сегодня на образовательном рынке большое количество школ и всевозможных учебных заведений. Как определить благонадежность вуза?
– Вуз не имеет права реализовывать учебные программы без наличия государственной лицензии и выдавать государственные дипломы без государственной аккредитации. Если у  учебного  заведения отсутствуют эти документы, лучше там не учиться.
– В таком многообразии школ и программ легко заблудиться. Как Вы считаете,  по каким критериям  нужно выбирать учебное заведение?
– Идеального рецепта нет. Все зависит от человека. Но на некоторые моменты все-таки хотелось бы обратить внимание. Сначало необходимо определиться с профилем: в какой области человек хочет совершенствоваться. Составить список вузов, которые по данному пункту подходят. Внимательно изучить учебные программы, учебный план и состав преподавателей. На выбор могут повлиять и рекомендация кого-то из друзей или коллег, близость к дому. Но здесь облегчает ситуацию такой момент: когда уже получил одно образование, на следующее идешь с точным пониманием, что тебе нужно, что твое, а что нет. У меня у самого несколько образований. Для московского рынка это абсолютно нормальная ситуация: если хочешь карьерного и профессионального роста, будь готов постоянно учиться. Например, нельзя стать управленцем после школы и даже после института, даже имея какие-то лидерские качества. Я считаю, чтобы быть хорошим управленцем, надо иметь солидное базовое образование, а то и не одно. Затем получить какое-то управленческое образование, возможно МВА или какое-то другое, для того чтобы потом уметь использовать свои лидерские качества, багаж знаний и опыт, занимая руководящую должность.
Оказывает влияние на выбор вуза стоимость обучения и престижность, рекомендации родителей, друзей, коллег. Также важно, какой диплом хочет иметь человек: государственного образца или нет, российский или зарубежный.
Сейчас более актуальный вопрос - не выбор вуза, а выбор программы. МГУ -  это престижный вуз и сюда идут на все программы, поскольку они уже зарекомендовали себя на образовательном рынке и у работодателя. Вообще каждый решает для себя сам, где, на какой программе и по какой цене учиться.
– Кто определяет содержание учебных программ?
– Каждое учебное заведение это делает самостоятельно. И тенденция такая: чем дальше, тем больше будут давать самостоятельности вузам. Так что все программы отличаются друг от друга. Здесь опять же каждый решает сам, что именно он хочет получить от конкретной программы. Снова возникает вопрос критериев выбора вуза. Пока общепринятых норм нет. Здесь все очень индивидуально.
– Всегда ли дорогое обучение гарантирует его качество?
– Вуз сам устанавливает стоимость обучения. Я предполагаю, что есть вузы, у которых принцип: берем всех, платят все, получаем максимум. Есть подход качества: берем только самых умных и перспективных и готовим штучный товар. Есть подход демпинга: в соседнем вузе стоимость 100 тысяч, а мы сделаем по 50 тысяч. И этот прием тоже работает. А где лучше качество, трудно сказать. Стоимость обучения имеет тенденцию роста. Мы, кстати, в нашей стране выходим сегодня на европейские и американские показатели.
– Наступит ли время, когда второе высшее образование канет в лету?
– Трудно сказать. Сейчас востребовано как второе высшее, так и профессиональная переподготовка. Второе высшее – это, как правило, несколько лет учебы и опять стандартный набор дисциплин. Профессиональная переподготовка – это год  изучения учебных предметов с конкретным карьерным и профессиональным прицелом.
– Иногда людям, имеющим диплом МВА или другой программы, трудно интегрироваться в бизнес. Зачастую он или она становятся единственными носителями передовых знаний в организации и конфликты неизбежны. Как можно изменить ситуацию?
– Я получал образование во Франции. И знаю точно, что западные школы обучают своих учеников как внешней, так и внутренней психологии. И они очень хорошо подготовлены. В наших школах, думаю, тоже обязательно должна быть такая составляющая. Если ее нет в учебной программе, стоит задуматься, идти учиться в такое учебное заведение или нет. Но здесь хотелось бы подчеркнуть вот какой важный момент: знание психологии – хорошо, но еще многое зависит от самого человека. Насколько он сам умеет адаптироваться к коллективу.  Нужно понимать, что МВА – еще не критерий для работодателя  того, что человек на голову выше, знает больше и умеет лучше, чем все другие. МВА – это хорошо, но ведь еще надо доказать, что ты умнее других и лучше других.
– Владимир Львович, дайте совет человеку, который работает в небольшой компании и уже перерос профессионально свои обязанности.  С чего начинать?
– Нужно пойти учиться. В жизни вообще трудно понять, что ты хочешь и что ты можешь. А  в процессе учебы это понимание приходит. Становятся  отчетливо видны перспективы и жизненные приоритеты. Понятнее становятся цели, которые хочешь достичь. Если человек работает в небольшой компании, ему нужно попытаться доказать, что он способен на большее, а значит, пойти учиться. Попытаться сделать так, чтобы тебя заметили. А чтобы заметили, нужно проявлять инициативу.
– Говорят, что инициатива наказуема?
– Это в армии. Хорошая инициатива в нормальной компании, как правило, поощряется. Психология компании – рост компании, увеличение прибыли. Если нет этого, то она гибнет. Не может же она стоять на месте. На самом деле это сложный вопрос: как сделать так, чтобы на тебя обратили внимание. Тут ведь еще и дело случая. Бывает человек и умный, и красивый, и способный, а  не везет и все. Я, например, во всех своих поражениях виню только самого себя. Я к себе отношусь строго и критично. У каждого бывает и черная полоса, и белая. Бывают взлеты и падения. Так устроена жизнь.


Комментарии Фейсбук Вконтакте