Как повысить квалификацию. Техника безопасности для бизнес-тренингов

Дата публикации

Рынок дополнительного образования - разнообразных курсов, тренингов и семинаров - чрезвычайно густонаселен. В ситуации жесточайшей конкуренции каждый использует преимущества по максимуму. Государственные вузы опираются на свой академический потенциал и методики, позволяющие быстро приспосабливать программы обучения к изменяющейся конъюнктуре рынка. "Известия" решили выяснить, каковы преимущества и недостатки современных бизнес-тренингов. 
За последний год мало кто из экспертов, комментировавших ситуацию на рынке курсов и тренингов, удержался от того, чтобы не пнуть лишний раз Минобразование и иные ведомственные структуры. Этот сегмент рынка слабо регулируется государством. В результате при желании можно обнаружить курсы и бизнес-тренинги любой тематики, однако результаты обучения на них могут быть, мягко говоря, сомнительными. (Начало обзора рынка курсов и тренингов в выпуске от 27.09.2004.) Выходом из ситуации может стать обращение в учебные центры, организованные при раскрученных государственных вузах. У них, как правило, все в порядке с различного рода лицензиями и аккредитациями, а также с опытными преподавателями и методиками обучения. 

Куда дует ветер 

В ситуации, когда спрос на дополнительное образование и повышение квалификации растет, а именно это происходит в России на протяжении последних 3-4 лет, каждый вуз выбирает собственную стратегию развития системы дополнительного образования. Например, учебный центр "А.Ф. Конто", организованный при Государственной академии управления, ведет постоянные мониторинги интернета и опросы. "Мы регулярно проводим анализ рынка и ревизию того, что мы можем предложить. Совсем недавно центр завершил очередное исследование, чтобы понять, какие программы необходимо расширить и какие новые учебные курсы ввести, - отмечает гендиректор центра "А.Ф. Конто" Ольга Одынь. - Наши курсы практические, мы даем новую специальность. Поэтому наши программы постоянно меняются, мы стараемся не упускать новые тенденции, которые появляются на рынке труда, и внимательно следим за тем, какие профессии становятся востребованными в настоящий момент". В итоге центр одновременно работает по шести направлениям, выпуская целый спектр специалистов - от менеджеров всех мастей и бухгалтеров до визажистов и фитодизайнеров. 
Иную позицию занимает Учебно-консалтинговый центр института экономики и финансов "Синергия" (вуз работает на базе стратегического партнерства с РЭА им. Плеханова). "Мы стараемся не кидаться от одной модной темы к другой, - заявил "Известиям" директор центра Вадим Афанасьев. - Ведь вне зависимости от рыночной конъюнктуры хорошие управленцы, финансисты и маркетологи были востребованы как семь лет назад, так и сейчас. По-настоящему ценятся не отдельные модули, а комплексное бизнес-образование, которое слушатель реально может применить на практике". 
Учебный центр "А.Ф. Конто" существует уже 12 лет и в настоящий момент реализует около 100 учебных программ. В основном это открытые 1-2-месячные курсы - прийти на них может кто угодно. Специально для компаний проводятся тренинги и семинары. Они носят характер "точной настройки". Например, недавно завершился семинар, посвященный изменениям в таможенном законодательстве. Учебно-консалтинговый центр института "Синергия", работающий на рынке с 1997 года, напротив, практически ушел полтора года назад от организации открытых программ. 

От тренинга к университету 

"Все тренинги, которые проводит наш центр, рассчитаны на конкретного заказчика, - отмечает Вадим Афанасьев. - Разумеется, существуют базовые программы, которые адаптируются под требования конкретной компании". Однако все равно заказчики "провоцируют" организаторов обучения на поиск новых форм работы. "К сожалению, заказчики часто говорят: проведите что-нибудь, чтобы было красиво, чтобы персонал был доволен и чтобы резко поднялись продажи, - говорит Вадим Афанасьев. - Но от одного тренинга нельзя ждать долговременного эффекта. Поэтому в конечном итоге мы пришли к тому, что корпоративный университет является одной из лучших форм работы с компаниями. Она позволяет одновременно реализовать ненавязчивый консалтинг и ликвидировать пробелы в знаниях и навыках сотрудников". 
Если тренинг подразумевает интенсивное обучение с применением интерактивных технологий в течение трех дней, то корпоративный университет - это курс, рассчитанный на 400-500 учебных часов. В рамках разработки программы обучения происходит глубокая диагностика компании-заказчика. В обучение включаются семинары, теоретические курсы, деловые игры, разбор реальных бизнес-ситуаций и так далее. "В каких-то компаниях нашу программу воспринимают как мини-МВА, а в каких-то как курсы повышения квалификации", - отмечает Вадим Афанасьев. По окончании обучения заказчик получает не только усовершенствованных специалистов и укрепившуюся корпоративную культуру, но и ряд исследовательских работ, посвященных решению конкретных задач родной компании. Шаг от тренинга к корпоративному университету на базе учебно-консалтингового центра уже совершили ряд крупных компаний авиационной, нефтеперерабатывающей, пищевой промышленности, крупные игроки рынка телекоммуникаций. 
При этом понятно, что самым слабым звеном в работе учебных центров, организованных на базе государственных вузов, является привлечение специалистов-практиков. Центру при институте "Синергия" удается привлекать к работе над проектами специалистов РАО "ЕЭС", "Росбизнесконсалтинга", Пенсионного фонда, Академии IT и многих других. 

Где найти секретаршу и финдиректора?

"Чтение лекций позволяет менеджерам компаний самореализоваться", - говорит Ольга Одынь из учебного центра "А.Ф. Конто". Здесь тоже удается привлечь специалистов из бизнеса - лекции читают топ-менеджеры компании "Икея", шведской фирмы "Три короны", МО "Интурист". 
"Сейчас растет спрос на прикладные специальности, - отвечает Ольга Одынь. - Поэтому мы открываем множество новых направлений, связанных с дизайном. Это и курсы по работе с компьютерными программами, и занятия, посвященные ландшафтному дизайну или изготовлению авторских кукол". Кроме того, в последнее время центр получил массу заявок от строительных фирм. Им не хватает специалистов "рабочих профессий", в основном связанных с отделочными работами. 
Вообще, 12 лет работы на рынке и постоянные мониторинги спроса на тех или иных специалистов привели к тому, что обращения работодателей в центр давно уже стали привычными. "Мы занимаемся и трудоустройством своих слушателей, - отмечает Ольга Одынь. - Причем речь может идти и о финансовом директоре с зарплатой в $2000, и о секретарше".

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте