Как оценить ROI корпоративного сайта

Дата публикации

Как правило, окупаемость инвестиций, вложенных в корпоративный веб-сайт (ROI — Return on Investment), во многом связывается с профессионализмом веб-разработчиков. В этом материале рассматривается одна из основ профессионализма веб-разработчика — умение экономически обосновывать вложения заказчика в веб-сайт.

 

Вернутся ли деньги, вложенные в корпоративный веб-сайт? Такой вопрос задают себе руководители, коммерческие директора и ИТ-специалисты компаний, принимающие решения о разработке корпоративного сайта.

 

Вопрос очень важный и, пожалуй, ключевой для принятия решения. Несмотря на то что точно оценить эффект от создания и поддержки сайта для конкретного предприятия достаточно сложно, эту задачу можно разложить на компоненты. Такой подход позволит легко определить, окупится сайт или нет и каков срок его окупаемости.

 

Корпоративный сайт: основные эффекты

 

Окупаемость можно определять, вычисляя дополнительные доходы, приносимые сайтом, — это может быть как прямой доход компании, так и экономия средств. Так, компания получает следующие экономические эффекты, благодаря сайту.

 

1. Привлечение клиентов и партнеров, прямые продажи.

 

Обычно этой функции сайта уделяют ключевое значение, поскольку эффект от прямых продаж виден сразу. На его основе проще всего посчитать окупаемость инвестиций в веб-сайт. Однако рассматривать в качестве единственного эффекта от создания и поддержки веб-сайта только прямые обращения с него — неверно. В этом случае не принимаются во внимание другие выгоды, которые приносит этот бизнес-инструмент.

 

2. Продвижение бренда.

 

Сайт — это лицо компании. Мнение большого числа партнеров складывается под впечатлением от посещения корпоративного сайта. Также в эту часть эффекта от сайта можно отнести оптимизацию работы со СМИ.

 

3. Информационное обеспечение клиентов и партнеров.

 

Размещение на сайте дополнительной информации о фирме, продукте, открытие систематических консультаций на своем веб-ресурсе и т.п. Поддержка партнеров является хорошим деловым тоном. Она не только располагает их к себе, но и остается одним из неотъемлемых компонентов профессиональной работы современной компании.

 

4. Поиск поставщиков.

 

Для многих крупных предприятий актуален вопрос оптимизации поставок. Достаточно удобным средством решения этой задачи служит размещение информации о потребностях компании на корпоративном сайте. Часто поставщики сами находят такие разделы и ведут постоянный их мониторинг.

 

5. Привлечение новых сотрудников и оптимизация процесса приема на работу.

 

Если компания имеет собственный сайт, у нее значительно увеличиваются шансы привлечь на работу квалифицированного сотрудника. Также открывается возможность выложить список конкретных вакансий, ключевых требований и критериев приема на работу, бланки резюме и даже тестовые задания.

 

6. Вынесение клиентской части бизнес-логики компании на сайт.

 

Примером таких решений могут служить системы заказа товаров, интернет-магазины, системы бронирования билетов или резервирования продукции, консультации и вопросы к специалистам.

 

7. Влияние на внутрикорпоративные отношения.

 

Раздел сайта, предназначенный для сотрудников, помогает решать задачи по повышению мотивации труда, объединяет коллектив единой идеей, делает работу более слаженной.

8. Вынесение внутрикорпоративной части бизнес-логики на сайт.

 

Этот пункт открывает широкое просторы для решений, объединяемых под общим названием интрасерверы. Интрасервер — общее название внутрикорпоративного веб-сервера, основные функции которого следующие: публикация новостей фирмы, приказов по фирме, полезных в работе статей, организация территориально распределенной системы документооборота, заявки на транспорт и расходные материалы, системы корпоративного общения, распределенные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), вынесение части функций внутренней учетной системы (например, удаленно можно выписывать счета в 1С) — здесь возможна интеграция практически с любой внутренней информационной компонентой фирмы.

 

Выше названы основные выгоды сайта. Но как оценить их экономический эффект? Очевидно, что компоненты, рассчитанные на клиентов, прямо зависят от количества и качества посетителей веб-сайта. И здесь большое значение приобретает «представительность» сайта, то есть его внешний вид, качество дизайна, удобство использования, наличие полезных функций и полезной информации.

 

Как оценить эффективность в деньгах?

 

Внутрикорпоративный эффект можно оценить как некую экономию или дополнительный заработок. Здесь удобнее всего, чтобы человек, ответственный за экономику данного участка работ, например бизнес-логику продаж, оценил эффект от сайта в тех же рублях в месяц. И так — по каждому участку оптимизированной бизнес-логики.

 

Условно месячную отдачу от веб-сайта можно посчитать по приведенной ниже формуле. Расчеты ее первой части можно проводить двумя способами.

 

1-й способ связан с ценой привлечения внимания партнера:

 

E1= A*N*K

где:

A — условный эффект от привлечения внимания 1 потенциального партнера;

N — количество целевых посетителей сайта в месяц;

K — субъективный показатель качества дизайна, полезности и удобства сайта.

 

2-й способ связан с экономическим эффектом от прироста продаж:

 

E2= (Q *P1*D1 +…+Q *Pn*Dn) *S

где:

P1…Pn — % продажи в регионе 1…n;

D1…Dn — предполагаемый % прироста продаж благодаря сайту в регионе 1…n;

Q — выручка компании в месяц;

S — % — экономически обоснованное вознаграждение агентам по реализации товара.

 

Далее для более точного прогноза находим среднее значение между цифрами, полученными по этим двум формулам, и прибавляем суммы по другим эффектам сайта:

 

E=(E1+E2)/2+E3+…+Em

где:

Е — сумма, которую зарабатывает веб-сайт в месяц;

E1,E2 — эффекты сайта по первым двум расчетам;

E3…Em — эффекты по остальным пунктам.

 

Таким образом, получаем сумму, которую зарабатывает веб-сайт в месяц. Далее переходим к затратной части создания веб-сайта.

 

Расходы, связанные с веб-сайтом, содержат:

 

1. Разовые затраты на создание веб-сайта.

 

2. Текущие технические расходы на поддержку сайта.

 

3. Текущие расходы на обновление и продвижение сайта.

 

Очевидно, что сайт является окупаемым, если месячный доход от него больше расходов на его содержание. Такую разницу можно назвать «чистым доходом сайта». Названное соотношение следует анализировать в первую очередь, причем очень внимательно следует отнестись к тому, что расходы на обновление и продвижение увеличивают поток посетителей сайта. Это, в свою очередь, умножает эффект от сайта — каждый дополнительный посетитель сайта по законам рекламы стоит для владельцев сайта дороже предыдущего. Поэтому необходимо выбирать оптимальный баланс вложения/посещаемость.

 

Какие сроки окупаемости можно считать приемлемыми?

 

Здесь мы подошли к понятию срока окупаемости сайта. Как известно, это дата, когда сумма чистого дохода от сайта перекроет затраты на его создание. Для упрощения расчетов здесь не использовалось приведение этих сумм к значениям, вычисленным на основании процентных ставок и т.п. Возьмем простую сумму чистого дохода сайта: «срок окупаемости в месяцах = сумма разовых затрат на создание сайта / чистый доход сайта в месяц».

Какие сроки окупаемости вложений в проекты можно считать приемлемыми? На этот вопрос в разных отраслях и компаниях отвечают по-разному: например, в строительстве это может быть 3-7 лет, в производстве — 2-4 года, в ИТ-секторе — 1-2 года.

 

В качестве примера рассмотрим анализ инвестиций в сайт фирмы «А», работающей на территории Алтайского края, которая описывается следующими условиями:

 

1. Штат — 30 человек.

 

2. Месячная выручка – 1,5 млн руб.

 

3. Фирма производит товар и поставляет его в свой регион (20%), близлежащие регионы (60%) и дальние регионы (20%).

 

4. Сайт может увеличить продажи в дальние регионы на 50%, в близлежащие регионы — на 20% и «ближние» продажи — на 5%.

 

5. Компания готова платить посредникам 3% цены товара за увеличение продаж на те же величины.

 

6. Цена привлечения внимания потенциального клиента — 20 руб.

 

7. Планируемая посещаемость сайта — 1500 посетителей в месяц, из них 800 — уникальные «отраслевики».

 

8. Экономический эффект от оптимизации процесса продаж – 1000 руб./мес.

 

9. Экономический эффект от оптимизации кадровой работы – 300 руб./мес.

 

10. Экономический эффект от оптимизации процесса информационной поддержки покупателей – 2000 руб./мес.

 

11. Экономический эффект от экономии на других рекламных средствах – 700 руб./мес.

 

12. Затраты на создание веб-сайта – 35000 руб.

 

13. Техническое содержание – 350 руб./мес.

 

14. Затраты на продвижение сайта и обновление информации – 3000 руб./мес.

 

Расчет: эффект от увеличения продаж (экономим на посредниках) = ((1500000 × 20%*50%)+(1500000 × 60%*20%)+( 1500000 × 20%*5%)) * 3% = 10350 руб./мес.

 

Или цена привлечения внимания = (20 руб. * 800 посетителей * 1) = 16000 руб./мес. Усредненное значение из двух методов расчета = (10350+16000)/2 = 13175 руб. Сумма других эффектов = 4000 руб./мес.

 

Месячный эффект сайта – 17175 руб. Чистый доход сайта = 17175 — 3000 — 350 = 13825 руб./мес.

 

Срок окупаемости сайта = 35000 / 13825 = 2,53 месяца.

 

Как видно из этого примера, компания таких размеров получает значительный экономический эффект и довольно быстро возвращает вложенные деньги*. В то же время неокупаемый сайт — это ошибка, заложенная на этапе проектирования, и результат неверно построенной бизнес-модели. Гарантом окупаемости вложений может быть только профессионализм разработчика и заказчика в оценке экономического эффекта сайта. При этом разработчик играет важную роль, поскольку многие эффекты от работы веб-сайта предсказать может только он. Выбирая разработчика, следует убедиться в его профессионализме и обратить отдельное внимание на его заинтересованность в том, чтобы ресурс, в который будут вложены инвестиции, мог приносить прибыль. Именно это поможет наладить и поддерживать постоянное и взаимовыгодное сотрудничество.

 

Таким образом, основные выводы следующие:

 

  -Окупаемость сайта можно спрогнозировать и подсчитать

 

  -Перед принятием решения о разработке сайта необходимо посчитать его экономическую эффективность и окупаемость.

 

  -Разработчик сайта должен быть компетентен в экономических вопросах веб-ресурсов и должен относиться к клиенту как к надежному и долгосрочному партнеру, даже если заказ носит разовый характер.

 

*По расчетам компании «Митра», значения окупаемости создаваемых ею веб-сайтов составляют от 2 до 6 месяцев. В ряде случаев срок окупаемости сайта составил менее месяца. При этом сайт со сроком окупаемости более 6 месяцев компания считает малорентабельным, хотя и он в реальные сроки вернет вложенные в него средства. Неокупаемый сайт — это ошибка, заложенная на этапе проектирования и результат неверно построенной бизнес-модели.

 

Денис Газукин

mitra.ru/corporate_site-roi.html

Комментарии Фейсбук Вконтакте