Как меняют работу после MBA

Дата публикации 07.06.2010

Работа. Важный плюс бизнес-школ – возможность увеличить свой социальный капитал за счет новых связей. И топ-менеджеры, которые частенько проводят лекции, и бывший «сосед по парте» могут стать работодателями.

Получить философское или юридическое образование «для души» – частое явление, когда речь идет о втором или третьем «высшем». На программы MBA чаще всего идут ради карьеры. Получив первый заряд знаний, слушатели не только чувствуют себя дороже, но и ищут применения новым инструментам управления. Они уже видят себя обладателями престижного звания и связанных с ним знаний и умений. Хотя возможностей для получения более высокой должности у них больше как будто бы и не стало: даже такого аргумента, как диплом, еще нет.
И все же, по оценке Анны Денисовой, директора Института делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансовой академии, порядка 30% слушателей меняют место работы еще в период обу­чения. «Это связано с двумя факторами. Во-первых, изначально приход ряда слушателей на программу МВА обусловлен потребностью сменить прежнее место работы на новое. Во-вторых, в процессе обучения завязываются новые деловые контакты, которые повышают профессиональную мобильность слушателей», – считает Анна Денисова.

Партнерство через парту. И действительно, в процессе учебы уже появляются новые знакомства. За одной партой зачастую сидят люди со схожими карьерными интересами, которые смот­рят на рынок труда под разными углами и обладают каждый своей сетью знакомств. Их знания могут стать ключом к успеху в условиях, когда остальных претендентов можно опередить, попав на собеседование первым или получив приглашение от собственника по рекомендации знакомых. Кстати, собственники бизнесов могут нанимать сотрудников прямо из своего класса.
«Практика показывает: у 10–15% слушателей карьерным изменениям способствуют деловые контакты, полученные на программах, – делится наблюдениями Анна Денисова. – Приходя на программу, слушатель попадает в креативное окружение 50–70 человек, занимающих разные руководящие позиции в организациях различных сфер экономики или владеющих собственным бизнесом. Естественно, когда появляется возможность горизонтальной или тем более вертикальной мобильности, слушатели используют ее».
«Поступление на программу MBA является осознанным шагом в развитии карьеры. Соответственно, о смене работы или передвижении по карьерной лестнице задумываются уже в ходе обучения, – уверена Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower. – Точной статистики по рынку нет, но мы можем утверждать, что смена работы для выпускника MBA – явление довольно распространенное. А в России, как и в других странах, знакомства в бизнесе по-прежнему являются одним из основных источников получения предложений о работе».
Елизавета Комолова, консультант юридической практики Morgan Hunt, отмечает, что большинство обладателей степени MBA воспринимают этот диплом как достижение, требующее повышения в должности или увеличения заработной платы: «Однако часто этого не происходит, поэтому сотрудники начинают активно искать другие, более интересные варианты трудоустройства. Бывает, слушатель идет на программу MBA с четкой целью получить новую работу, причем не только за счет новых знаний, но в большей степени благодаря новым знакомствам. Многие выпускники MBA говорят о том, что установленные в бизнес-школе связи существенно помогли им в построении карь­еры: часто соседи по парте становятся партнерами в бизнесе».

Форум в офлайне. Примерами делится Наталия Несмеянова, исполнительный директор Ассоциации выпускников Высшей школы менеджмента СПбГУ: «60% успеха обучения на программах МВА и Executive MBA – расширение круга контактов. В группах – по 35–40 человек, у каждого за плечами огромный опыт. Такие контакты на вес золота. В процессе учебы слушатели – руководители и собственники – часто находят партнеров по бизнесу, а из числа студентов и выпускников бакалавриата и магистратуры подбирают себе сотрудников. Яркий пример: выпускник МВА-2005 обучил в ВШМ СПбГУ и принял к себе на работу около 50 человек». Для поддержания контактов важны и развлекательные мероприятия – в ВШМ СПбГУ проводят ежегодное посвящение в выпускники, новогодний ужин, совместный активный отдых. Это позволяет знакомствам выходить за круг одной программы, гарантируя включенность выпускников в бизнес-сообщество.
Еще одной формой рекрутинга внутри школы Анна Денисова называет проведение круглых столов, разбор бизнес-кейсов, заседаний дискуссионных клубов, проводимых по тематике заказчика с привлечением всех слушателей и заинтересованных выпускников.
Для развития профессиональных контактов в ВШМ СПбГУ устраивают форумы, круглые столы по узкоспециализированным темам. Например, форум HR-директоров в июне состоится уже в 9-й раз. При этом преподаватели школы с удовольствием выступают в роли модераторов. Для них это и встречи с бывшими учениками, и контакт с живым бизнесом. Выпускники, таким образом, сохраняют связь с академическим миром, обогащают практику бизнеса современной теорией.
«Ассоциация организует экскурсии на предприятия выпускников – собственников бизнеса не только для наших студентов и выпускников, но и для слушателей зарубежных программ МВА школ-партнеров в рамках модулей Doing business in Russia. На одной из экскурсий на кондитерское производство выяснилось, что его собственник планирует строительство нового завода. И сразу нашлись строители, поставщики оборудования и сырья из числа наших выпускников, – рассказывает Наталия Несмеянова. – Мы стараемся использовать все возможности для контактов – поздравляем выпускников с назначениями, достижениями, днями рождения. Люди отвечают, благодарят, узнают о событиях друг друга и так развивают контакты».

Цель для хедхантеров. Эффективным инструментом для поиска новых карьерных возможностей является прямая связь с соответствующими службами. Включение их в процесс дает слушателям оперативную информацию о состоянии рынка. Так, Manpower проводит информационные семинары, посвященные вопросам рынка труда, а также консультации по развитию карьеры. «Мы сотрудничаем, например, с «Мирбис» и ВШМБ АНХ и с удовольствием пользуемся возможностью получить доступ к базе данных их выпускников», – отмечает Инесса Цыпкина.
База контактов выпускников бизнес-школ – лакомый кусок для большинства «охотников за головами» и агентств, оказывающих услуги executive search. Но посредников из процесса можно и исключить. «Ассоциация создана в 2001 году и объединяет выпускников всех программ, включая MBA и EMBA. Одним из важных направлений работы является содействие выпускникам – собственникам и руководителям компаний в поиске персонала разного уровня. Мы делаем рассылки о вакансиях, которые можно увидеть и на сайте Ассоциации. Естественно, при поиске кандидатов на высшие должности приходится подходить деликатно – необходимо личное общение. Встречаемся, обсуждаем возможности», – делится опытом Наталия Несмеянова.
Наиболее «бедной» почвой для знакомств являются корпоративные программы MBA. Новые знакомства здесь редкость, но совместное освоение знаний и навыков – это лучший teambuilding. В такой ситуации линейный менеджмент из кадрового резерва, проходящий программу, сможет наладить прямой контакт с руководством – это дорогого стоит, но переехать на другой «этаж» в корпоративной иерархии по знакомству досрочно вряд ли удастся. «В корпоративных структурах карьерный рост и смена места работы происходят упорядоченно, а получение новых знаний на программах МВА выступает гарантом успеха», – отмечает Анна Денисова.

Комментарии Фейсбук Вконтакте