Кадровый резерв власти

Дата публикации 07.10.2009

В России сегодня нет обязательного образовательного ценза для чиновников. Однако его вполне может заменить программа Master of Public Administration (МРА) - система специальной подготовки государственных и муниципальных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, а также лиц, включенных в кадровый резерв.

Руководство страны уже давно поняло, что уровень конкурентоспособности государства напрямую зависит от тех, кто его представляет, - от чиновников. Но мало просто найти достойных представителей власти, им все равно не обойтись без специальной подготовки.

Решить эту проблему призваны программы МРА для действующих и потенциальных госслужащих. "Программа МРА предназначена для государственных служащих, занимающих средние и высшие руководящие позиции. Она дает компетенции, навыки и знания, необходимые для управления государственными компаниями или работы на высоких руководящих постах в органах государственной власти. В России на программу MPA впервые обратили внимание несколько лет назад, когда активно шла административная реформа", - рассказывает декан факультета профессиональных программ ВАВТ Минэкономразвития Ольга Андреева.

История российских программ МРА началась в 2005 году, когда в РАГС в инициативном порядке был разработан проект государственных требований к таким программам. После долгих обсуждений проекта с администрацией президента, зарубежными и российскими вузам в феврале 2008 года Министерство образования и науки утвердило государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации - "специалист по государственному и муниципальному управлению" - Master of Public Administration.

Многие считают, что MPA - аналог MBA, но только для чиновников. Это не так. "Программа МРА, так же как и программа МВА, подразумевает явное практикоориентированное "натаскивание" человека на определенную деятельность. Выпускник программы МВА будет эффективно управлять бизнесом, в то время как выпускник программы МРА должен профессионально управлять экономическими, политическими и социальными процессами от лица государства. На этом сходство заканчивается", - говорит Елизавета Степаненко, директор Центра программ MPA и международных исследовательских проектов Международного института государственной службы и управления Российской академии государственной службы при президенте РФ.

В России в 2008 году, после того как были разработаны государственные требования по программе МРА, был создан совет Минобрнауки по программе MPA, который отвечает за формирование научно-методического обеспечения реализации программы МРА, а также при нем создана экспертная группа, которая занимается непосредственно вопросами лицензионной экспертизы документов, представляемых образовательными учреждениями для лицензирования программы МРА.

МРА - это особая программа, которая уже имеет в России правовой статус. "РАГС и другие учреждения уже подготовили основу и даже объявили набор, но нужно накопить положительный опыт, дело это пока новое, - считает Леонид Евенко, д.э.н., проф., ректор ВШМБ АНХ, президент РАБО. - Однако актуальность этих программ сейчас возросла, поскольку государство объявило о формировании "кадрового резерва" и вообще корпуса современных высокообразованных и целеустремленных чиновников. Нужно создать обстановку, при которой хорошее образование будет в высокой цене, а не пресловутый "административный ресурс". Тогда на МРА будет очередь".

Сегодня программу МРА реализует всего 11 вузов. Конечно, их недостаточно для такой огромной страны, как Россия. "Однако поскольку программа ориентирована, прежде всего, на категорию руководителей или их заместителей, то Минобрнауки и администрация президента особое внимание обращают на поддержание высочайшего качества программы, что требует сдержанности в расширении состава вузов", - заявляет Степаненко.

Стать слушателем может любой желающий с дипломом о высшем образовании и проработавший два года на госслужбе или четыре в коммерческих структурах. Правда, если за границей, даже там, где МРА не входит в перечень обязательных требований, считается, что человек, претендующий на высокий государственный пост, должен закончить программу MPA, то у нас это отнюдь не так. По крайней мере, у опрошенных нами представителей "кадрового резерва" мнения по поводу нужности МРА разделились. Например, генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников уверен, что "любое дополнительное образование, безусловно, штука полезная. Но лучше всего нас учит реальная жизнь, не менее значимы опыт решения задач и интуиция. Поскольку зачастую бизнес- и государственные программы перегружены теоретическими знаниями без опоры на существующую действительность. А на практике все оказывается сложнее, многограннее и интереснее".

Зато председатель кабинета министров Чувашской Республики Сергей Гапликов учиться по программе МРА пошел бы с удовольствием. Правда, при условии, что "обучение будет заочным или дистанционным, в том числе с использованием интернета и новейших информационно-коммуникационных технологий, учебное заведение, где будет осуществляться обучение, обладает серьезной экспертной базой и квалифицированными, известными научными кадрами, а в рамках программы рассматривались актуальные для моей профессиональной деятельности вопросы".

Решение "учиться или не учиться" руководителя Департамента труда и занятости населения Москвы Олега Нетеребского будет зависеть от того, "насколько сильна программа и компетентны преподаватели". Кстати, по мнению Ольги Андреевой, "программы МРА в нашей стране необходимы. Может быть, грамотные управленцы не будут совершать серьезных ошибок и наша жизнь станет лучше. Однако возникает вопрос, кто будет оплачивать эти дорогие программы?" Вопрос без ответа. 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

На кого рассчитана программа

Андрей Марголин, проректор по международным связям Российской академии государственной службы при президенте РФ

Программа МРА универсальна. Она по сути своей является междисциплинарной программой, рассчитанной на подготовку эффективного госуправленца. Логика построения МРА-программ исходит из того, что все госслужащие должны обладать:

- общими (обязательными для госуправленца) знаниями в сфере государственного и муниципального управления;

- базовыми (специальными для министерства, ведомства и т.д.) знаниями, специализация которых выбрана вузом;

- навыками и умениями, особенными для конкретного места работы государственного служащего либо предполагаемой работы.

Такой подход диктует определенную особенность в создании программ МРА. Он требует предоставить слушателю широкий выбор дисциплин, обеспечивающих возможность получения нужных каждому конкретному слушателю компетенций для его настоящей или будущей работы. Пока мы ориентируемся на программу MPA-general. Однако в рамках программы планируется сформировать группы с условной направленностью по приобретенным компетенциям: "Экономика и механизмы государственно-частного партнерства", "Государственное управление и право", "Управление социально-политическим развитием".

В обязательную программу обучения входят стажировки в органах власти. У РАГС заключен ряд соглашений по организации научно-исследовательской практики с такими организациями, как Верховный суд РФ, Комитет по международным делам Совета федерации РФ, ряд комитетов Государственной думы РФ. Академия совместно с администрацией президента организует зарубежные стажировки государственных служащих, так что опыт по организации стажировок наработан достаточный.

Мы работаем в тесном сотрудничестве с рядом крупнейших вузов, среди которых АНХ, МГИМО, РУДН, ГУУ, МГУ, ГУ-ВШЭ, Финансовая академия, РАГС, СПбГУ и АГМУ (Татарстан). Однако важность подготовки кадров для государственной службы диктует высокие требования к уровню вузов, реализующих программу МРА. Напомню, что согласно государственным требованиям программа предназначена прежде всего для руководителей или их заместителей, что требует известной осторожности в расширении состава вузов, реализующих программу МРА.

У программы MPA есть и зарубежные партнеры. В марте этого года мы подписали соглашение с Потсдамским университетом в Германии и уже в октябре 2009 года планируем проведение первой совместной программы повышения квалификации госслужащих с выдачей сертификата Потсдамского университета и свидетельства государственного образца РАГС.

Кроме того, у академии сложились прочные партнерские отношения с Карлтонским университетом в Канаде. С ним мы реализуем краткосрочные программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, пользующиеся неизменным высоким спросом. Эти программы мы аннотируем как международные программы-модули, составляющие цикл специальных дисциплин в магистерской подготовке по программе МРА. По их окончании выдается свидетельство государственного образца РАГС и сертификат Карлтонского университета. В настоящее время мы движемся к взаимному признанию программы MPA и к двойному диплому.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте