Бизнес-школы переживают кадровый голод

Дата публикации

Столкнувшимся с острой нехваткой преподавателей бизнес-школам приходится решать проблемы управления спросом и предложением.

Вот уже несколько лет бизнес-школы вынуждены работать в условиях все более острой конкуренции за слушателей. Теперь перед некоторыми из них возникла новая проблема – сокращение числа квалифицированных преподавателей.

По словам представителей организаций, занимающихся международной аккредитацией программ бизнес-образования, выпускников докторских программ становится все меньше. Параллельно с этим число новых программ МВА во всем мире неуклонно растет. Школы вынуждены бороться за преподавателей, изобретая новые способы их привлечения. В частности, говорят эксперты, скорость роста предлагаемых им зарплат уже бьет все рекорды. А некоторым бизнес-школам приходится изобретать альтернативные пути заполнения вакантных позиций.

"Количество вакансий превосходит число доступных профессионалов в два-три раза", - говорит Ричард Соренсен (Richard Sorensen), председатель правления Association to Advance Collegiate Schools of Business International, занимающейся аккредитацией додипломных, магистерских и докторских программ.

По мнению экспертов бизнес-образования, нехватка квалифицированных профессоров может негативно сказаться на качестве научной работы и преподавания. В результате будущие лидеры бизнеса могут получить недостаточно качественную подготовку к работе в условиях глобальной экономики.

"Мы переживаем серьезную нехватку кадров. В перспективе эта тенденция будет только укрепляться", - описывает ситуацию Роджер Дженкинс (Roger Jenkins), декан Richard T. Farmer School of Business при Miami University.

По мнению представителей сферы бизнес-образования, причин у такого развития событий несколько. Помимо увеличения количества бизнес-школ в США, в других регионах мира наблюдается настоящий бум популярности профессиональных программ для менеджеров, причем наибольшим спросом сегодня пользуются именно преподаватели, имеющие американскую докторскую степень.

За пределами США сегодня есть 80 бизнес-школ, получивших аккредитацию AACSB, хотя пять лет назад их было всего 21, говорит Соренсен, занимающий также пост декана Pamplin College of Business при Virginia Tech.  

По словам Дженкинса, докторские программы со специализацией в бизнесе обходятся университетам очень дорого. Поэтому отказ от них был неизбежен во многих государственных университетах после сокращения дотаций со стороны правительства. Школы должны брать на себя большие расходы, предлагая докторантам, получающим диплом после четырех или пяти лет обучения, различные стипендии и скидки на обучение.

"За последние три-четыре года число программ PhD в крупнейших университетах сократилось на 20%", - говорит Дженкинс.

Из-за своей высокой продолжительности и высокой стоимости докторские программы не способны привлечь достаточно кандидатов, большинство из которых выбирают прибыльную работу в бизнесе.

Представьте себе, говорит президент аккредитационного совета ACBSP Ричард Саймонс (Richard Symons), что перед 24-летним обладателем степени МВА стоит выбор: идти на четырехгодичную программу PhD и жить на стипендию или же пойти работать в бизнес со стартовой зарплатой не ниже $60 тыс.

36-летний выпускник Oxford Брет Смит (Brett Smith) рассказывает, что ему всегда нравилось преподавать, но после получения МВА он был вынужден заняться бизнесом. Вскоре он получает диплом PhD University of Cincinnati и приступает к преподаванию в бизнес-школе Miami. По словам Смита, без средств, поступающих от его собственного бизнеса, он вряд ли смог бы окончить докторантуру.

"Сложно сделать выбор, когда вы уже находитесь на рынке труда, женаты и у вас дети. Многие люди хотели бы преподавать, но не могут пойти на такие финансовые жертвы", - добавляет Смит, чья зарплата в бизнес-школе будет составлять лишь 60% того, что он зарабатывал четыре года назад, занимаясь бизнесом.

Кадровый кризис усугубляется еще и тем, что на пенсию уходит все больше преподавателей поколения бэби-бумеров. По крайней мере в течение ближайших десяти лет ситуация с нехваткой профессоров вряд ли придет в норму, предрекают эксперты.

Стремясь сохранить конкурентные преимущества, многие бизнес-школы ищут альтернативные пути решения проблемы. Некоторые повышают стоимость обучения, одновременно повышая зарплаты преподавателям. В бизнес-школе Miami, к примеру, новым преподавателям предлагают от $100 до 180 тыс. в год, то есть иногда даже больше, чем получают профессора, проработавшие в этой школе уже много лет.

Недавно школа Miami объявила о дополнительной надбавке в размере $25 за каждый академический час, после чего, по словам Дженкинса, он получил множество электронных писем от руководителей других университетов, планирующих сделать аналогичные шаги.

Другим решением в условиях нехватки профессоров может служить привлечение для преподавания в бизнес-школах людей с докторской степенью в других областях, таких как статистика, математика и социальные науки. В этом случае им приходится проходить специальные курсы, помогающие сменить направление.

Государственные университеты все чаще берут на работу по совместительству представителей бизнеса, имеющих степень МВА и обладающих большим практическим опытом. 

"Пока никто не предложил достойного решения, которое помогло бы нам разрешить сложившийся кризис, – говорит декан калифорнийской George L. Argyros School of Business and Economics Артур Крафт (Arthur Kraft). – Но бизнес-школы четко понимают, что для привлечения слушателей и преподавателей им нужно проявлять больше изобретательности".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте