Британские бизнес-школы на пороге кадрового кризиса

Дата публикации

Университеты и бизнес-школы Великобритании могут столкнуться с кадровым кризисом. Число желающих повысить свое образование растет так быстро, что образовательные учреждения не в состоянии находить достаточно новых преподавателей.  

Бизнес-сектор, считают эксперты, может на какое-то время сдержать кризис, поскольку среди его представителей есть большое число талантливых людей, способных выступить в роли преподавателей. Но переход из корпоративного мира в мир науки таит в себе множество сложных моментов. «Решение правительства о привлечении 50% выпускников школ в институты высшего образования вместе с ростом числа иностранных студентов приводит к тому, что образовательный сектор сегодня переживает очень сложный и напряженный период, - говорит Майк Джонс (Mike Jones), директор британского Фонда управленческого образования (Foundation for Management Education, FME). Организация Джонса призвана помочь бизнесменам, решившим заняться преподаванием.

Недавно по заказу фонда эксперты University of Lancaster School of Management провели исследование по уровню спроса и предложения в сфере преподавателей бизнес-школ с учетом возросшего интереса слушателей к программам в сфере бизнеса и управления.

В результате выяснилось, что преподавателей явно недостаточно для растущих потребностей рынка. В особенности это касается обладателей релевантного опыта в бизнесе. Кроме этого, говорится в отчете, к 2010 году многие из работающих теперь преподавателей уже достигнут пенсионного возраста.

По мнению Джонса, среди опытных бизнесменов есть немало тех, кто устал от бесконечной корпоративной гонки и стремится к балансу между профессиональной деятельностью и личной жизнью. Многие из этих людей с радостью бы приняли предложение о смене сферы занятости и передаче своих знаний молодым поколениям. "И теперь самое время поддержать их в этом стремлении".

Тем не менее для этого существует множество препятствий, среди которых одним из основных является значительное снижение уровня доходов. Другой вопрос в том, насколько квалифицированными и профессиональными они окажутся с точки зрения академических стандартов преподавания.

"Перейти в сферу преподавания для многих может оказаться очень сложным шагом, ведь далеко не каждый из желающих сделать это сегодня получил в свое время диплом магистра, - продолжает Джонс. – А ведь только для того, чтобы получить приглашение на собеседование в одну из ведущих бизнес-школ, нужно иметь степень PhD".

Сегодня работа Фонда управленческого образования, который был создан в Великобритании вместе с первыми европейскими бизнес-школами около 40 лет назад, направлена в основном на помощь тем лидерам бизнеса, которые решили перейти в сферу преподавания. Фонд оказывает им содействие в подборе тренинговых программ и  предоставляет для их оплаты специальные стипендии и гранты.

Деканы многих бизнес-школ пришли в сферу бизнес-образования именно благодаря работе фонда FME. В их числе декан школы Warwick Говард Томас (Howard Thomas), декан Cranfield School of Management Майкл Осболдестон (Michael Osbaldeston) и декан Manchester Business School Джон Арнольд (John Arnold).

В этом году фонд FME принял решение о проведении программы  Management Teaching Fellowship в шотландской Aberdeen Business School.

Поступивший на программу FME Teaching Fellows Роджер Рэмшо (Roger Ramshaw) имеет значительный опыт работы в сфере процессов на международном уровне. Более 30 лет он проработал в нефтяной отрасли, но теперь решил сменить сферу занятости. По его мнению, сложность процесса перехода в научную сферу нельзя недооценивать.

"После 50 мне все чаще казалось, что обучение и развитие перспективных людей в компании доставляет мне больше удовольствия, чем сам бизнес", - рассказывает Рэмшо. Когда его компания вошла в период серьезной реструктуризации, он воспользовался возможностью, чтобы начать новую карьеру.

Имея некоторый опыт преподавания в Heriot-Watt University в середине 70-х, он обратился в Aberdeen Business School, чтобы понять, каких именно людей они ищут и что он мог бы предложить им со своей стороны в плане опыта ведения реального бизнеса.

"Именно тогда я впервые столкнулся с принципиальными отличиями мира образования от мира бизнеса, - говорит Рэмшо. – Самым сложным, по всей видимости, было прийти к четкому осознанию того, что наука сама по себе не способна дать человеку способность принимать решения". 

Затем возникла возможность участия в стипендиальной программе FME, и Рэмшо решил ею воспользоваться. "В смысле условий работы культурные изменения носят действительно серьезный характер, - замечает он. – Университет не является организацией в привычном нам смысле. У людей, которые работают в нем, нет единого видения и объединяющей цели, как в обычных компаниях. Но все еще впереди, ведь обучение – это не улица с односторонним движением".

Таким образом, бизнес-школы все активнее стараются привлечь к преподаванию специалистов с опытом работы в реальном бизнесе. Одновременно с этим число желающих получить образование в области менеджмента постоянно растет. Поэтому мы все чаще слышим о повышении спроса на преподавателей, имеющих значительный опыт в бизнесе. По словам Джонса, стипендиальные программы фонда FME предлагают весьма конкурентоспособные стратегии для системы бизнес-образования. Если же не предпринимать никаких дополнительных усилий, продолжает он, бизнес-школы могут в скором времени столкнуться с настоящим кадровым кризисом.

Комментарии Фейсбук Вконтакте