К образованию без зануд

Дата публикации

Те, кто умеет думать, побеждают на рынке труда. Хотя бы потому, что у думающего человека нет конкурентов. Ибо каждый думающий человек думает по-своему, имеет собственный образовательный багаж и может генерировать свои собственные идеи – продукт опыта, знаний и креативных способностей.
А компания, сотрудники которой умеют думать, побеждает на рынке потому, что за ней просто никто не может угнаться. Пока конкуренты пытаются скопировать ее новинки, она уже шагнула дальше.
Однако здесь есть и опасность. Мир изменяется настолько быстро, что умение думать уже не всегда спасает. Поэтому самым большим конкурентным преимуществом думающего человека и думающей компании становится умение учиться.

Треугольник удовольствия

В развитых странах большинство из списка 1000 крупнейших компаний, составляемого журналом Fortune, имеют корпоративные университеты. И это понятно: малому предприятию такой проект просто не поднять. Но учиться все же нужно.
Человек, который научился учиться, начинает понимать, что обучение – весьма увлекательное занятие. Главное здесь — не перестараться. "Вечные студенты" – обучающиеся люди. К сожалению, удовольствие от получения образования у них превышает удовольствие от возможности реализовать свои знания на практике.
Но в этой статье хочется говорить не о них, а о тех, кто сумел гармонично соединить в себе умение учиться, умение думать и умение воплощать свои знания и опыт. Таких немало – практически все успешные люди владеют этим "треугольником удовольствия". "Удовольствия" – потому что те, кто ходит на работу от скуки ("надо же чем-то заняться") или безнадежности ("ведь кушать хочется всегда"), а учатся только потому, что кто-то заставляет (родители, знакомые, начальники), просто по определению не имеют возможности стать успешными. Успешные люди – всегда люди увлеченные, получающие удовольствие от своего труда. А значит, стремящиеся, чтобы затраты их труда были не напрасными.

Чему учиться?

Обучение можно разделить на индивидуальное и коллективное.
Первое каждый человек выбирает для себя сам. Одному подарили щенка, и он пошел учиться ухаживать за ним. Другой понимает, что для успешной карьеры ему не хватает каких-то знаний, и идет их получать.
Второе организация выстраивает, исходя из собственных нужд и стратегических целей. "Все сотрудники должны говорить на одном языке, поэтому обучим их по единой программе". "Мы решили уделить внимание планированию карьеры наших сотрудников, и будем давать им возможность обучаться, чтобы они могли преодолевать одну ступеньку за другой".
Таким образом, в каждом конкретном случае нужно подбирать программу, которая бы соответствовала поставленным задачам и устраивала по соотношению "цена – качество".

Как учиться?

Вот тут-то и начинаются проблемы. Хорошее качество требует много времени и денег. Дешевое обучение может быть быстрым, а о качестве можно говорить лишь применительно к простым операциям ("Установи деталь на блок, закрути гайку слева, шаг назад, берешь деталь и ждешь следующий блок" или "Отработаем, как нужно представиться, когда вы берете телефонную трубку"). Чем сложнее операция, чем больше в ней задействованы субъективные факторы, тем абсурднее ожидать манны небесной от дешевых краткосрочных занятий. А от дешевых долгосрочных — тем более. "Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи".
Впрочем, есть и исключения. Дистанционное обучение вполне может оказаться одновременно и довольно дешевым, и вполне качественным. Особенно, если обучить нужно сразу много территориально разрозненных сотрудников.

Каким образом учиться?

Можно купить учебник и выучить его наизусть. Разве это не обучение? Но сколько человек в вашей компании, например, готовы не то что выучить, а хотя бы прочитать толстый учебник? А если не один, а несколько? А если в учебнике есть множество лишнего, зато нет того, что нужно здесь и сейчас?
Можно попробовать написать то, что должны знать сотрудники, и обязать их изучить текст. Потом можно даже принять экзамен по тому, как они усвоили материал. Это хорошо работает, когда работники знакомятся с корпоративной культурой и внутренними правилами компании. Однако ознакомить таким образом, к примеру, бухгалтеров с новыми нюансами законодательства невозможно.
Поэтому для удовлетворения разных потребностей возникают многочисленные формы обучения:
– одни компании приглашают тренеров и преподавателей для проведения разовых или периодических тренингов и семинаров;
– другие отправляют своих сотрудников обучаться в бизнес-школах, на курсы и семинары;
– третьи организуют внутренние корпоративные университеты.
Научно-технический прогресс и информационная революция позволяют уже сегодня объединять эти три формы попарно или все вместе. Но вопрос все равно остается: где же учиться?

Где учиться?

О традиционных способах обучения написано уже много. Чисто дистанционными программами полон Интернет, но они имеют свои недостатки, особенно с позиций получения бизнес-образования, главным преимуществом которого являются связи и знакомства, возможность обсудить свои проблемы с коллегами и узнать об их проблемах. Поэтому наиболее эффективной формой является частично дистанционное – частично очное обучение. Здесь остановимся лишь на дистанционном и частично дистанционном.
Дистанционно можно обучаться по переписке, заочно, виртуально. Самостоятельно перелопачивая Интернет в поисках книг и статей или по готовым программам. Последних, кстати, огромное количество – гадание по чайным пакетикам, подготовка психологов, обучение компьютерному дизайну и изучение иностранных языков. И, конечно, разнообразные бизнес-программы.
Последние чисто дистанционными не бывают – слишком велики требования к результатам обучения. Ведь от бизнес-обучения хотят не только знаний, но и результатов, поэтому кроме изучения материалов нужны консультации, тренинги, психологические установки.
Впрочем, и чисто аудиторным бизнес-образование не назовешь. Так, в США около 93% всех учебных бизнес-программ строится с использованием Web-технологий и направленного на рабочее место телевизионного вещания. Так что можно назвать любое бизнес-обучение частично дистанционным.
Все учебные центры, занимающиеся бизнес-образованием, можно разделить на три группы.
· Традиционные заведения, предлагающие как дистанционные, так и контактные программы.
· Школы, занимающиеся преимущественно дистанционным обучением, – большинство тех, кто предлагает дистанционные бизнес-программы, обычно нацелены не на корпоративного, а на индивидуального слушателя и как правило не имеют законченных программ: вы можете изучить лишь отдельные блоки ("эмоция в рекламе", "типы потребителей", "отношения с начальником" и т.д.). То есть расширить свой кругозор можно, но такое обучение вряд ли позволит получить образование. В любом случае следует уточнить аккредитацию программы и понять, что именно вам нужно: разобраться в каком-то вопросе или комплексно повысить свою квалификацию.
· Центры, предлагающие корпоративные программы. Чаще всего они специализируются на отдельных вопросах бизнеса (тренинги продаж, стратегическое развитие, подготовка к получению сертификатов и т.д.). Качество программ, предоставляемых такими центрами, может существенно различаться — пытаясь угодить заказчику, который был доволен первой программой, они разрабатывают вторую, для которой у них не хватает знаний и специалистов. Поэтому следует тщательно изучать отзывы и опыт работы центра, прежде чем поручить ему тренинг, семинар или программу обучения сотрудников.
Кроме того, на рынке можно встретить и частных тренеров. Для решения конкретной проблемы (снятие конфликта, коучинг, продажи по телефону) они могут оказаться лучшим вариантом, но за комплексным обучением все равно придется обращаться к тем, кто может обеспечить разностороннее обучение и имеет в своем арсенале большое количество апробированных программ.

Что на выходе?

Большинство дистанционных (вернее, полудистанционных) бизнес-программ позволяют:
– повысить квалификацию или получить новую специальность;
– получить квалификацию по направлениям, которые лицензированы для данной школы;
– получить диплом или сертификат о том, что программа изучена (полностью или частично);
– учиться в удобное время и в удобном для вас месте;
– завести знакомства с другими обучаемыми в вашей школе;
– получить консультации у специалистов школы.Из чего состоят программы?
Бизнес-программы, как правило, включают дистанционное и контактное обучение.
Дистанционная часть опирается либо на сетевую основу, либо на материальные носители, либо на их сочетание.
В первом случае обучающийся должен иметь возможность работать на компьютере и выходить в Интернет. Все учебные материалы выложены на сервере школы. Обучающиеся должны периодически отправлять свои практические и контрольные работы, проходить электронное тестирование. Общаться с преподавателями можно с помощью электронной почты, а также на очных консультациях и семинарах перед аттестацией, которая в разных школах и на разных программах проводится с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в год.
Во втором случае учебные материалы предоставляются на бумажной основе в виде книг, брошюр, рабочих тетрадей. Некоторые школы дополнительно предоставляют аудио- и видеозаписи. Многие программы предоставляют тесты для самоконтроля и экзаменационные вопросники.
Некоторые дистанционные программы включают обе части – в этом случае материалы для изучения могут быть предоставлены на материальных носителях, а контакты со школой, тьюторами и другими студентами осуществляются с помощью сетевых технологий.
Хорошие бизнес-школы даже при дистанционном обучении в качестве обязательной составляющей учебной программы включают очное общение – тренинги, деловые игры, решение кейсов, разбор ситуаций и т.д. Пропускать их нельзя. В зависимости от программы, такие встречи могут проходить с периодичностью от 1–2 раз в квартал до 1 раза в год. Каждый очный блок обычно занимает от 2 до 5 дней.
Помимо собственно обучения, любая хорошая бизнес-школа предоставляет своим студентам возможность неформального общения.
Проиллюстрировать вышесказанное, думаю, будет уместно, сравнив новые программы МВА и ЕМВА, которые подготовили ведущие бизнес-школы Санкт-Петербурга – ИМИСП, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге и Открытая школа бизнеса (ОШБ), факультет менеджмента СПбГУ.

Структура программ

Программы всех трех школ модульные и подразумевают обучение по программам МВА и ЕМВА в течение 1,5-3 лет. Однако организация их несколько различается.
Программа Executive MBA ИМИСП состоит из 20 одинаковых по продолжительности модулей (один месяц на каждый модуль). Похожую модульную структуру предлагают и остальные перечисленные школы. Однако отличия все же имеются. Так, Открытая школа бизнеса ориентирует свою программу больше на индивидуальный подход к слушателям, в результате здесь отказались от лекций, заменив их работой в группах. Для преподавателя это сложнее, но, по-видимому, дело того стоит. Впрочем, сами наборы модулей во всех школах мало отличаются друг от друга. Занятия проводятся на русском и/или английском языках. На всех программах есть отдельные блоки по изучению английского.

Самостоятельная работа

Обучение построено на большом объеме внеаудиторной работы слушателей. Книги и другие материалы предоставляются каждому для самостоятельного изучения. Но это не означает, что учащимся нужно будет просто прочитать их: по каждой теме придется выполнить задание – составить схемы, написать эссе, заполнить таблицы, подготовить реферат и т.д.
Так, в Открытой школе бизнеса работа с учебными материалами происходит в интерактивном режиме с проработкой рабочей ситуации студента. Помимо изучения учебников, каждый из учащихся должен применить основные положения и концепции для анализа и совершенствования собственной работы и изложить это в письменной форме. Впоследствии каждая работа будет оцениваться и комментироваться тьютором. Кроме того, студенты должны принимать участие в интернет-конференциях.
Примерно такая же картина наблюдается в других школах, разве что в ОШБ делается акцент не только на обмене мнениями с тьюторами, но и на индивидуальных консультациях.
Несколько различаются и выдаваемые слушателям учебники. Большинство программ строится на стандартных учебниках и монографиях, в дополнение к которым слушатели получают раздаточные материалы по лекциям. В Открытой школе бизнеса лекций нет, поэтому и литература несколько иная – специально "заточенные" под каждый модуль книги.

Контакт? Есть контакт

В процессе обучения все школы имеют обязательные для посещения очные блоки, в основном выездные. Исключение составляют лишь программы МВА факультета менеджмента СПбГУ. Самостоятельной работы слушателей здесь гораздо меньше, зато обучение ведется по очно-заочной форме, сочетающей дневные и вечерние аудиторные занятия. Дневные занятия проводятся дважды в месяц по два дня – в пятницу и субботу. Кроме того, 5 раз за 2 года обучения слушателей ждут блоки пятидневных дневных занятий (с четверга до понедельника). Вечерние занятия проводятся два раза в неделю (в основном, английский язык и консультации). На программе ЕМВА полуторагодовая программа включает 22 предмета, объединенных в 6 модулей. Занятия проводятся блоками по 3 дня (четверг-суббота) дважды в месяц. Программа включает две стажировки по 1 неделе каждая в европейских бизнес-школах.
По программе Executive MBA слушатели ИМИСП ежемесячно встречаются в окрестностях Петербурга. Каждый такой модуль занимает 2 дня и проводится в пятницу и субботу.
Стокгольмская школа экономики называет такие встречи выездными семинарами и проводит их раз в полтора месяца. Каждый семинар длится 5 дней, а проводятся они не только в пригородах Петербурга, но и в Москве, Риге, Швеции.
Открытая школа бизнеса устраивает однодневные очные занятия раз в месяц, плюс каждые полгода — выезд за город на 2,5 дня (пятница, суббота, воскресенье). По программе английского языка предусмотрены также выезды в Великобританию.
Как человек, который участвовал в различных формах обучения и с той, и с другой стороны (как преподаватель и как учащийся), могу сказать, что выездные программы, хоть и весьма напряженные (после них пару дней ходишь сонный), являются очень полезными и продуктивными, надолго заряжают положительными эмоциями и идеями. Поэтому мне очень жаль тех, кто учится на чисто дистанционных программах (их в Интернете немало) и лишаются такого вот положительного заряда.

Цена вопроса

Стоимость обучения в разных школах довольно серьезно отличается. Так, ИМИСП обучает за 20 тыс. у. е., Стокгольмская школа экономики — за 17 тыс. евро, а Открытая школа бизнеса разделяет программы на русском и английском языке — 11 и 16 тыс. долларов соответственно. Программа МВА факультета менеджмента СПбГУ обойдется слушателям в 12,5–13,5 тыс. у. е., в зависимости от знания слушателем английского языка.
Во всех школах допускается поэтапная оплата, обычно перед началом каждого семестра или учебного года. Существуют и программы кредитования. В цену включаются расходы на выездные модули: проезд из центра Петербурга и обратно, проживание и питание. Исключение составляют более дальние выезды (в другие города и страны – за них слушатели платят отдельно).
Замечу, что "условные единицы", используемые для расчетов в некоторых школах, на внутреннем сленге звучат как "евродоллары" – изумление всех, впервые столкнувшихся с такой единицей измерения, быстро тает, как только выясняется, что это всего лишь пересчет в рубли среднеарифметического между курсом доллара и евро на день или месяц оплаты.

Проблемы индивидуального обучения

По оценкам специалистов, полный курс дистанционного и полудистанционного обучения заканчивают только 15–20% начавших обучение. Ничего особенного в этом нет: люди не смогли рассчитать свои силы, изменились личные обстоятельства или человек просто решил, что сумеет получить "корочки" без усилий. Ну что ж, представление о дистанционном обучении как о школе с двумя окнами (в одно сдаешь деньги, в другом получаешь диплом) необыкновенно популярно среди людей, склонных к "халяве".
На программах МВА и ЕМВА доля окончивших полный курс гораздо выше. По-видимому, слушатели солидных программ гораздо лучше понимают цель обучения и то, во что им это обойдется (в денежном выражении, в затратах времени и сил). Правда, и среди них можно встретить людей, которые делают перерывы между отдельными модулями или блоками – обучение в таком случае затягивается, но большинство все же заканчивает программу.
В любом случае, тем, кто решил учиться без отрыва от работы, нужно быть готовым к тому, что это очень тяжкий труд. Преодолеть все проблемы, усталость и препятствия может помочь вера в то, что без этого обучения жизненные и карьерные планы могут рухнуть.

Проблемы корпоративного обучения

Когда это касается отдельного человека, на "недоученность" можно махнуть рукой: каждый человек сам делает свой выбор. Однако если речь идет о корпоративных программах обучения персонала, "недоучки" вряд ли сумеют улучшить климат в коллективе и поднять эффективность работы компании.
Здесь проблема становится во много крат сложнее, ибо упирается в субъективный фактор – далеко не все сотрудники воспринимают обязательность обучения с энтузиазмом. К тому же сами программы бывают далеки от того, что требуется компании. Более того, руководство, заказывающее обучающую программу для своих сотрудников, зачастую просто не может внятно сформулировать, ради чего затевается обучение (ответ "нам нужно поднять эффективность" ничуть не лучше "да вроде модно это, пока деньги есть, чего бы не поучить").

Выход есть!

Решив организовать обучение своих сотрудников, любая компания должна четко продумать:
- какие именно проблемы можно решить с помощью обучения
- ради чего устраивается обучение, насколько оно должно быть глубоким и кого нужно - будет им охватить
- стратегические и тактические цели
- какой ожидается результат
Если ответы на эти вопросы будут хорошо продуманы, появится шанс подобрать или разработать действительно нужные компании программы обучения. Но на этом проблемы не закончатся. Нужно будет убедить сотрудников в том, что они должны пройти назначенный курс. Мотивирующими факторами могут стать любые – от кнута до пряника:
- "те, кто не сдадут экзамен, будут отстранены от работы"
- "успешное окончание обучение будет засчитываться в плюсы при аттестации"
- "обучившись, вы получите возможность карьерного продвижения"
- "сдавшие экзамен на 4 и 5, будут премированы, а получившие 2 и ниже – оштрафованы"
Однако первым, и главным, условием, без которого вовлечь в учебу сотрудников будет очень сложно, является участие в обучении руководства компании.
После начала обучения следует контролировать, насколько эффективным оказывается затраченное на учебу время. Если срываются рабочие планы, значит, процесс организован неверно.
По окончании учебы нужно будет оценить результаты: по всем ли направлениям удалось достичь поставленных целей? Во что вылилось обучение — в бесполезную трату сил, времени и средств, или это принесло ощутимую выгоду?
В конечном итоге, любое корпоративное обучение должно строиться на принципе: "Мы не тратим деньги на обучение, мы инвестируем в свои будущие успехи на рынке!"

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте