В МГУ учат японским методам управления

Дата публикации

Первым выпускникам 24 марта вручены дипломы в Доме культуры МГУ. По мнению экспертов, обучение, проведенное японскими и европейскими коллегами, поможет отечественным производственникам совершить новую промышленную революцию.

В России появилась уникальная учебная программа "МВА – Производственные системы". Первым выпускникам 24 марта вручены дипломы в Доме культуры МГУ. По мнению экспертов, обучение, проведенное японскими и европейскими коллегами, а также ведущими преподавателями ВШБ МГУ, поможет отечественным производственникам совершить новую промышленную революцию.

В этот раз выпуск знаменитого университета состоял из необычных студентов. Все – в возрасте около сорока, опытные руководители предприятий и структурных подразделений. Дипломы вручил Валерий Фадеев – заместитель председателя Попечительского совета ВШБ МГУ. По его словам, обучение первой группы прошло блестяще. Работа, выполненная студентами в Твери и Ярославле во время стажировок на заводах компании "Базовый элемент", оказалась полезной сверх ожиданий руководства. Дорогостоящее обучение, как ни странно, показало себя очень эффективным. Впрочем, аналогов курсу "МВА – Производственные системы" в России пока нет. Все другие курсы МВА посвящены финансовой и управленческой стороне бизнеса, а этот проект ориентирован на производственников.

Выпускники – несколько десятков руководящих сотрудников производственных предприятий совершенно разного профиля. Обучение развивает навыки целостного видения и управления производственными процессами. Специалисты знакомятся с принципами и приемами работы, универсальными для любой производящей сферы, – они действуют одинаково хорошо везде, где есть потребность в организации производства. В числе преподавателей были специалисты таких компаний, как автомобилестроительная компания "Тойота", компания, производящая фототехнику "Коника", крупная испанская логистическая компания и даже французский производитель сыров.

В основе уникального курса лежит так называемая система "Кайзен", что в переводе с японского – "постоянные усовершенствования". То есть ежедневная систематическая работа, направленная на оптимизацию всего, что связано с производственной стороной бизнеса. Многие из иностранных преподавателей работали по 5–10 лет в европейском отделении компании "Тойота", откуда и появилось понятие "Кайзен", а также целое образовательное направление на базе европейского Института Кайзен.

Декан ВШБ МГУ Олег Виханский очень доволен как студентами, так и в целом результатом первого выпуска. В Высшей школе бизнеса МГУ рассматривались анкеты 60 претендентов, поступившие из ряда российских компаний. В учебную группу были отобраны 24 лучших претендента. По его словам, отбирали обладателей наивысшего потенциала – чтобы максимизировать эффект обучения. Это важно, так как "Кайзен" очень сложная японская управленческая система, дает впечатляющий эффект на производстве, только если ее грамотно применять.

По словам Виханского, система "Кайзен" устраняет недостатки в любом производстве. Однако "идет" не сразу и не всегда просто: японская технология вступает в конфликт с отечественными традициями. Простой пример: чистота на работе. "Когда на наши предприятия приходят японцы, им просто непонятно, как можно работать в такой грязи и неразберихе! – говорит декан. – А нашим производственникам зачастую даже не приходит в голову, что работать в чистоте намного удобнее, все получается лучше и быстрее".

Инициатором создания новой программы МВА выступил бизнесмен Олег Дерипаска. "Серьезные нововведения на производстве снизу не идут. Мешают инертность, неправильные привычки и прочее. Для преодоления таких барьеров нужен лидер, это самое главное, – говорит Виханский. – Главное, чтобы сильный лидер верил в новые принципы, тогда все получается. Дерипаска настойчиво и последовательно внедряет их сверху по всем предприятиям группы, и производство преображается". Он также напоминает, что система "Кайзен" не случайно создана именно японцами из "Тойоты". Большинство производителей автомобилей в мире – полубанкроты. Тяжелее всех американскому "Форду" (с которого, кстати, был когда-то скопирован наш автопром) – он на пороге официального банкротства из-за многолетних убытков. А "Тойота" на сегодня – одна из самых прибыльных в мире. Теперь производственные принципы "Тойоты" будут внедряться в России. "Это применимо везде – алюминщики, сталевары, электростанции, гостиницы, парикмахерские, – везде нужна идеальная производственная система, чтобы процветать", – говорит Олег Виханский.

Комментарии Фейсбук Вконтакте