Рынок МВА приходит в Японию

Дата публикации

Раньше профессиональная жизнь получающих стабильную заработную плату сотрудников японских компаний была проста и понятна. Традиционная японская модель бизнеса предполагает внутрикорпоративное обучение и развитие сотрудников с момента их прихода в организацию до ухода на пенсию. На протяжении всей карьеры сотрудник время от времени получал продвижение по службе, переходил из одного отдела в другой, чтобы  в конце концов дорасти до уровня менеджера. Безграничная преданность организации и почитание старших руководителей сполна вознаграждались гарантированной пожизненной занятостью, обучением и достойной заработной платой.

Но теперь, когда экономика Японии постепенно восстанавливается после длительного периода рецессии, все больше амбициозных менеджеров стремятся получить степень МВА, чтобы увеличить свои шансы на более скорое развитие карьеры. Одновременно с этим многие японские компании, планирующие в перспективе расширение и выход на международный рынок, посылают своих сотрудников для обучение на программах МВА в бизнес-школы Европы и США. 

Шинтаро Сасакура (Shintaro Sasakura) – типичный японский бизнесмен. За исключением того, что в 2002 году он принял решение получить степень МВА, поступил в St. Joseph's University и переехал в Филадельфию. Его компания была рада взять оплату обучения на себя, ведь ей будет полезен как опыт, полученный Шинтаро за время обучения, так и сеть его новых деловых контактов в США.

Подобные примеры тем не менее остаются для Японии скорее исключением. По словам специалиста токийской рекрутинговой компании Wall Street Associates Japan Дэвида Суита (David Sweet), для все еще напряженного рынка труда Японии более характерна ситуация, когда работодатели рассматривают оплату обучения своих сотрудников на программах МВА с большой неохотой. 

Кроме того, мистеру Сасакура очень повезло, что ему вообще удалось попасть в США. Одному из его друзей, планировавших поступить в бизнес-школу, было отказано в американской визе. Действительно, после событий 11 сентября визовая политика Соединенных Штатов стала очень жесткой. Многие говорят о том, что и процесс отбора кандидатов стал намного тщательнее. Последнее связано со спадом на рынке труда в США.

Спрос, как известно, напрямую влияет на развитие рынков, и чтобы получить МВА, японским служащим теперь необязательно ехать в Штаты. В 1988 году был открыт International University of Japan, на базе которого возникла первая в Японии бизнес-школа американского стиля, получившая полную аккредитацию от японского министерства образования, что случается довольно редко. Чтобы создать в аудитории условия, максимально приближенные к обучению на американском кампусе, занятия ведутся на английском языке.

В Японии есть девять университетов, предлагающих программы МВА на английском и японском, и число получаемых ими заявлений от кандидатов на поступление постоянно растет. Содержание японских программ МВА отражает содержание традиционных американских программ, где основной упор делается на вычислительный анализ, статистику, финансы, бухгалтерское дело, маркетинг, лидерство, организационное поведение, а также управление стратегиями.  

По мнению Суита, в Японии сейчас наблюдается активный рост интереса к программам МВА и ЕМВА. "Единственный фактор, удерживающий западные школы от активной экспансии на японский рынок – это нехватка квалифицированных преподавателей со знанием японского языка".

Восточный рынок МВА развивается быстрыми темпами. Растет и число совместных программ для опытных руководителей. В мае 2004, например, была запущена совместная программа Global Executive MBA Antai School of Management и Marshall School of Business. Участниками программы стали 52 старших менеджера восточных "голубых фишек".

Комментарии Фейсбук Вконтакте