Японское чудо?

Дата публикации

Японский менеджмент всегда обладал ореолом легендарности, неважно о чем шла речь: об экономичном производстве или об управлении знаниями. Но в середине 1990-х годах японцы вдруг остро ощутили себя в некоем МВА-вакууме, в то время как накопленный мировой экономикой опыт управления бизнесом становился все более востребован в этой стране.

В 1992 году японец Йошито Хори (Yoshito Hori), окончивший Harvard, решил открыть бизнес-школу у себя на родине. Он назвал свою школу Globis Management School, это была всего лишь вторая бизнес-школа в Японии (первая – Keio Business School, KBS, была открыта еще в 1957 году при поддержке того же Harvard). Сегодня в стране более 60 бизнес-школ! Многим из них еще не исполнилось и 10 лет.

Развитие бизнес-образования такими темпами произошло во многом благодаря информационной волне популярности МВА, захлестнувшей страну. Все больше ярких японских руководителей уезжали за границу за бизнес-образованием, и далеко не все возвращались обратно. Именно поэтому в начале 2000 годов в Японии стали открываться бизнес-школы, в основном на базе существующих вузов.

«Ситуация напоминала гонку между зайцем и черепахой, – говорит Хиротака Такеуши (Hirotaka Takeushi), декан Graduate School of International Corporate Strategy (ICS). – Студенты, окончившие западную бизнес-школу, получали очень привлекательные предложения от работодателей, с высокими окладами и многообещающими должностями. Конечно, подобных успехов можно было добиться и работая в компании Toyota, но уж никак не в 30 лет».

Кроме того, в результате кризиса, наступившего в 1990-е годы, многие японские компании существенно сократили количество бизнес-тренингов для своих сотрудников, что сразу же отразилось на карьерных возможностях японских менеджеров.

Наконец, третьей проблемой для японских руководителей стала их узкая специализация, заточенная под особенности конкретной компании. Например, менеджеру, проработавшему 10–15 лет в компании Sony, было очень трудно перейти работать в компанию Mitsubishi. Поэтому бизнес стал все больше ощущать потребность в общем образовании.

Симптоматично, что большинство японских студентов платят сегодня за бизнес-образование из своего собственного кармана. В Globis таких 90%, в KBS около 65%. А стоимость их в 2–3 раза выше, чем в государственных школах.

Сегодня в Японии самым большим спросом пользуются программы, проводящиеся на английском языке, ведь в этой стране традиционно довольно низкий уровень знания языка. Особенно из-за этого страдает финансовый рынок, где свободное владение английским для руководителей просто необходимо. Некоторые школы предлагают на выбор программы по-английски и по-японски. Однако большинство школ все-таки предлагают обучение только по-японски.

Бизнес-школы Японии пока не производят большого впечатления на мировое бизнес-сообщество, но выпускники самых престижных японских школ очень востребованы внутри страны.

Некоторые школы в Японии сегодня даже почувствовали некоторую свободу действий и стараются разрабатывать нестандартные программы. «Наша цель – выпустить не просто хороших руководителей, а людей, которые смогут создать что-то новое, изменить бюрократический уклад в больших компаниях», – говорит Йошито Хори.

NIKKEI SANGYO RANKING, 2006*

1. Keio University (business administration).
2. Hitotsubashi University (international corporate strategy).
3. Kobe University.
4. Hitotsubashi University (commerce and management).
5. Tsukuba University.
6. Waseda University (Asia-Pacific studies).
7. Waseda University (commerce).
8. Waseda University (finance, accounting and law).
9. Meiji University (global business).
10. Rikkyo University (business design).

Комментарии Фейсбук Вконтакте