МВА в Италии: креативный старт

Дата публикации

Одна из главных задач бизнес-образования – помочь слушателю раскрыть свой потенциал, воплотить в жизнь самую необычную мечту. И если за традиционными управленческими знаниями принято ехать в Америку, то в поисках творческой среды менеджеры все чаще выбирают бизнес-школы Европы. О своем опыте учебы на программе full-time MBA в SDA Bocconi (Италия) рассказывает Ирина Недашковская.

– Ирина, для многих степень МВА ассоциируется исключительно с американскими школами. Как вышло, что, получив высшее образование в США, Вы приехали в Италию?

– Я родилась в Белоруссии и, как многие выходцы из СНГ, решила продолжить свое образование в Америке. Обучалась в университете UCLA в Лос-Анджелесе на программе бакалавриата "Business Economics". Затем работала старшим аналитиком в сфере электронной коммерции в Hilton Hotels Corporation – крупнейшей гостиничной компании. Мой офис находился в Беверли Хиллз (Калифорния). К тому времени я уже в совершенстве владела английским языком, мне нравился гостиничный бизнес. Хотелось дальнейшего профессионального развития. Так возникла идея ознакомиться с отельным делом не только с финансово-аналитической стороны, но и научиться управлять недвижимостью, то есть получить образование в сфере asset management.
Конечно, было бы логично остаться в США. Однако годы, проведенные в университете, показали, что американское образование дает чрезмерно структурированный подход к бизнесу. На мой взгляд, четкая структура курсов хороша для функциональных менеджеров или специалистов, тогда как на управленческих позициях высшего ранга гораздо важнее коммерческая жилка и способность нестандартно мыслить. Риэлторский бизнес в Италии процветает и обладает собственными уникальными традициями. Кроме того, считается, что школа SDA Bocconi как нельзя лучше передает дух национальной итальянской предприимчивости. Таким образом, американской стандартизации я предпочла итальянскую креативность.

– Значит, и работать Вы планируете в Италии?

– На первых порах. Общемировая практика такова, что многие выпускники программ МВА находят хорошую работу именно в той стране, где оканчивают бизнес-школу. Из Америки я привезла неплохой опыт работы в выбранной индустрии, а здесь дополнила его новыми управленческими компетенциями и опытом своих европейских коллег. В дальнейшем хотелось бы сделать карьеру в Европе, а потом постепенно ее глобализовать: например, по маршруту Париж – Нью-Йорк – Сингапур. Об этом я писала во вступительном эссе год назад, а обучение подтвердило правильность моей стратегии.
На моем курсе учится 110 человек из разных стран мира – Испании, Ирландии, Англии, конечно же, Италии, Америки, а также Мексики, Уругвая, Канады, Чили, Бразилии. Есть граждане Молдавии и Казахстана. Каждый из них обладает совершенно уникальным опытом работы на разных континентах. Тем не менее, именно школа открывает возможность уверенно планировать развитие карьеры в той части света, где выпускник сможет наиболее преуспеть в выбранной сфере бизнеса. Например, несколько человек с моего курса проходили летнюю стажировку в международной транспортной компании DHL в Сингапуре, где были очень интересные программы по supply chain management. Один из них поедет туда работать после окончания школы, хотя до этого жил во Франции и работал на Fiat. Среди основных рекрутеров выпускников SDA выступают ведущие консалтинговые и фармацевтические компании, банки, компании нефтегазовой отрасли. Помимо Италии, они предлагают Францию, Великобританию, Нидерланды, Бельгию, Германию. Надо заметить, что число привлекательных позиций в России стремительно растет. В конце сентября в Лондоне прошла конференция "Карьера в странах СНГ", и ряд моих однокурсников были очень заинтересованы в том, чтобы оценить свои перспективы на этом растущем рынке.

– Каким образом школа "снимает барьеры" в восприятии чужой страны и иной культуры ведения бизнеса?

– Прежде всего, помогает общение с однокурсниками. Ведь за 14 месяцев, проведенных на программе, мы успеваем очень хорошо узнать друг друга. Занятия начинаются в 8.30 и длятся до 16.00. Существенную часть занимает работа в мини-группах по 5–6 человек. И, как правило, в одной группе объединяются люди из разных стран. Для того чтобы получить высокую оценку за командное задание, нужно уметь идти на компромисс ради общего результата. Волей-неволей будешь стараться понять принципы коллег и поделиться своим опытом. В американских бизнес-школах используются такие же методы интерактивного обучения, но зачастую в группах все же преобладают американцы и, соответственно, американское видение бизнеса. С другой стороны, в SDA Bocconi я убедилась, что различия в бизнес-подходах, скорее, обусловлены не географией происхождения слушателей, а, главным образом, личностными качествами каждого человека. Именно поэтому, оканчивая программу, мы понимаем, что рекрутеров гораздо больше беспокоит не то, откуда приехал кандидат, а какие компетенции он успел наработать за время обучения, куда устремлен в будущем.

– Как влияет языковая подготовка на дальнейшие карьерные перспективы?

– Безусловно, знание языков влияет на выбор региона. Поступая в SDA, я владела разговорным итальянским, но вот уже целый год продолжаю совершенствовать этот язык на деловом уровне. Школа предоставляет возможность проходить некоторые дисциплины на итальянском языке. Например, очень непросто разобраться в тонкостях юридического языка, который я осваиваю на курсе "Бизнес и закон". Многие понятия итальянского Civil Law очень сложно даже перевести на английский, ведь в американской юридической практике действует Common Law. Однако я понимаю, что для успешной работы в Италии мне без этого не обойтись – при заключении договоров важна каждая мелочь.
Деловой язык нужно шлифовать "до блеска". Я в этом убедилась, когда на ярмарке вакансий пробовалась на позиции итальянских фирм для летней стажировки. По правде говоря, удачно пройти собеседование получилось лишь с пятого раза: одно дело говорить по-итальянски с друзьями, и совершенно другое – с рекрутером. В результате я два месяца стажировалась в миланском офисе General Electric Healthcare, участвовала в разработке новой стратегии по увеличению дохода компании.
В то же время многие рекрутеры, когда видят мою фамилию и страну моего происхождения, предлагают позиции со знанием русского языка. Например, я подавала заявку на позицию в сфере консалтинга в BCG с целью работать в Италии, а они предложили работу в московском офисе.

– И все-таки, какие занятия позволяют приобщиться к "итальянской креативности"? Или важен просто сам образ жизни в Милане?

– И то и другое. Милан – это центр моды. Здесь очень развита индустрия роскоши, концентрирующая множество талантов со всего мира. Конечно же, стиль жизни миланской бизнес-элиты оказывает огромное влияние на атмосферу в школе. Кроме того, многие учебные проекты выполняются в местных компаниях, где креативный подход заложен в самой сути бизнеса. Например, одним из заданий было маркетинговое исследование, которое мы проводили для Giorgio Armani Group. Нужно было предложить правильное позиционирование для Emporio Armani – найти ее место по сравнению с Armani Private Label и Armani Exchange. Презентация, которую сделала моя группа, была выбрана лучшей из десяти. Нам разрешили продемонстрировать свой маркетинговый план в офисе компании перед 15 топ-менеджерами Giorgio Armani Group. Работа над реальным проектом посвящает слушателей в профессиональные тонкости ведения бизнеса.
Еще одной характерной особенностью обучения в SDA Bocconi можно назвать чисто миланскую традицию общения за аперитивом после занятий. Обычно часов в 8–9 вечера мы идем с одногруппниками в бар, неторопливо беседуем за бокалом вина. Помимо этого, здесь очень развито общение в клубах по интересам. Самым знаменитым является яхт-клуб, которым управляют слушатели школы. Дважды в год устраивается регата: весной для выпускников SDA, а в сентябре – для гостей из множества бизнес-школ Европы и Америки. Это красивое мероприятие прошло совсем недавно, собралось около 400 человек, в соревнованиях участвовало 43 яхт. Слушатели получают возможность не только попрактиковаться в ведении собственного дела, но и завязывают ценные контакты с выпускниками других программ МВА.

– Общение в баре, регата… Все-таки это атрибуты "мужской жизни". Что делается в школе для женщин?

– У нас на курсе девушки составляют около 40%, что весьма много для программы МВА full-time. Конечно же, проблема адаптации женщин в бизнесе существует во всем мире. По своему опыту могу сказать, что американская бизнес-среда более лояльна к женщинам, нежели европейская. Многие бизнес-школы борются за своих слушательниц, предлагая различные стипендии и гранты. Мы с коллегами организовали в SDA Bocconi клуб Women in Business, чтобы помочь однокурсницам стать не менее конкурентоспособными на рынке труда, чем мужчины. Мы обучаем, как подходить на интервью к таким тонким вопросам, как семья, дети. Учим более эффективно управлять своим временем, чтобы совмещать ведение бизнеса и заботу о близких.
Более того, школа старается учитывать семейные обстоятельства слушателей при поиске стажировки или работы. Например, одна из моих коллег ждала ребенка и захотела переехать в Великобританию, где работает ее муж. Школа помогла ей устроиться на программу обмена в London School of Economics. Я считаю, что с развитием партнерских отношений между бизнес-школами и университетами разных стран совместить обучение и семейную жизнь будет все проще.

– Ирина, до получения диплома остались считанные недели. Чем стал для Вас этот год?

– Интенсивные занятия принесли свои плоды. Мне удалось выйти на качественно новый профессиональный уровень. Я полностью адаптировалась в Италии и теперь готова к воплощению своей мечты. Разумеется, приобрела очень хороших друзей. И пусть даже вскоре мы разъедемся в разные страны, но, я уверена: дружба сохранится.



Комментарии Фейсбук Вконтакте