Исследование среди топ-менеджеров: «Взаимосвязь между образованием и карьерой»

Дата публикации 11.10.2011

В сентябре 2011 г. агентство «Контакт» провело исследование среди топ-менеджеров, чтобы узнать, есть ли взаимосвязь между образованием, которое получил тот или иной управленец, с его текущим местом работы. В опросе приняли участие 100 топ-менеджеров из разных сфер деятельности, 64 из них – представители отечественных компаний, остальные – сотрудники иностранных фирм.

Показательные результаты дал сравнительный анализ возраста топ-менеджеров и позиций, которые они занимают. Так, среди участников опроса в возрасте от 25 до 40 лет преобладают руководители департаментов. Директоров в этой возрастной категории гораздо меньше, и уж совсем немного генеральных директоров. С другой стороны, среди респондентов «от 40 и старше» преобладают именно директора, второе место занимают руководители департаментов, а вот гендиров и здесь немного.

Соотношение возраста топ-менеджера и позиции

Более трети (33%) топ-менеджеров занимают свои должности в текущей компании на протяжении трех-четырех лет, почти столько же (28,8%) – около пяти-шести лет, 16,7% – работают в компании не более двух лет, 12% – меньше года и только 4% респондентов работают на одном месте свыше 9 лет.

Исследователи также узнали, работают ли топ-менеджеры по специальности. Однако сначала посмотрим, какое вообще образование получали в свое время будущие управленцы:

  • более 70% респондентов получили высшее образование, их них 44,7% – одно, а четверть опрошенных (25,8%) – два;
  • 16% топ-менеджеров остановились на схеме «высшее образование + МВА»;
  • 4% имеют два диплома о высшем образовании + курс бизнес-школы;
  • 5% управленцев дополнили высшее образование курсами профессиональной переподготовки;
  • около 5% имеют в своем багаже высшее профессиональное образование и аспирантский курс.

Как правило, специалисты, занимающие должность генерального директора, в большинстве случаев получили только высшее образование (60%), а среди директоров уровнем пониже много тех, кто прослушал MBA-программы (26,1%), при этом только высшим образованием обладают 42,1% респондентов.

У многих руководителей департаментов на руках по два диплома о высшем образовании (30,7%), менеджеры же в основном могут похвастаться только одними корочками.

Где готовят топ-менеджеров?

Подавляющее большинство управленцев учились в России, только 4,4% респондентов получали образование в Европе, а 1,5% – в США.

Кузницей управленческих кадров, по результатам исследования, стали:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова – его окончили 15,2% руководителей высшего звена;
  • ФА при Правительстве РФ – 4,5% топов;
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана – около 3%;
  • 3% управленцев – выпускники ГУУ.

Кроме того, в список учебных заведений попали РУДН, РЭА им. Г.В. Плеханова, МАДИ, АНХ и другие вузы.

Математика – королева наук

Как оказалось, подавляющее большинство топ-менеджеров изучали в вузах математику и физику (21,1%), почти столько же (18%) окончили экономические вузы (по специальности «Финансы и кредит»). Второе место поделили такие направления, как «Юриспруденция» и «Менеджмент» (управление персоналом и государственное и муниципальное управление) – 14 и 16% соответственно. Десятая часть топов имеют педагогическое образование, еще столько же получили дипломы психологов. 7% респондентов изучали маркетинг, около 4% – военное дело.

Почти все топ-менеджеры (более 70%) начали работать в студенческие годы, при этом 40% опрошенных трудились с первого курса, 20% – со второго, еще столько же – с третьего, 19% включились в рабочий процесс уже на последних курсах.

73,8% участников опроса трудоустроились по специальности – в основном это представители индустрии «Производство» и «ТНП». Однако с течением времени ситуация изменилась – в настоящий момент по профилю работает только 35,5% управленцев перечисленных выше сфер деятельности, плюс представители маркетинга, консалтинга, рекламы и PR.

98% топ-менеджеров отметили, что полученное образование пригодилось им в работе, хотя и не связано с их основной деятельностью. Вот некоторые высказывания участников опроса:
– Приобретенные знания дали понимание экономических процессов и выработали умение планировать;
– Учеба в вузе научила меня выживать и добиваться поставленных целей;
– Образование дало базу теоретических знаний, которые очень полезны в практической работе;
– Знание юриспруденции позволяет мне осуществлять управление в соответствии с действующим законодательством;
– Образование позволило развить логическое и творческое мышление, способность концентрироваться в сложных ситуациях;
– Знания, полученные в вузе, вне зависимости от того, работаешь ты по специальности или нет, являются базой для дальнейшего развития.

Комментарии Фейсбук Вконтакте