Испытание новой отраслью

Дата публикации

Сторонние менеджеры нужны для проведения структурных изменений или для создания новых направлений бизнеса.
Принято считать, что профессиональные управленческие навыки могут быть легко перенесены из одной отрасли в другую. Но для большинства менеджеров такой переход оказывается далеко не простой задачей.
Владимир Пискарев, ведущий брэнд–менеджер компании Nestle Waters (владеет торговой маркой "Святой источник"), за десять лет несколько раз менял отрасль. Он начал карьеру в компании Philip Morris. Пискарев считает, что ему повезло. В Philip Morris процесс обучения и развития сотрудников был поставлен на очень высокий уровень, вспоминает Пискарев. Когда в 1998 г. он перешел российское представительство производителя бытовой электроники Merloni Electrodomestici, ему очень пригодились опыт и знания, приобретенные в табачной компании: искусство ведения переговоров, методы работы с розницей, опыт проведения крупных промокампаний. Его карьера в компании складывалась вполне удачно, он стал брэнд–менеджером, а затем трейд–маркетинг–менеджером. Широкая специализация позволила ему досконально изучить все аспекты бизнеса, а также эффективно использовать маркетинговые инструменты. "После семи лет работы в одном бизнесе, – говорит Пискарев, – достаточно сложно переходить в другую сферу, но я решил, что новое направление даст мне больше новых возможностей и нового опыта, а также больше стимулов расти и добиваться успеха". Он ушел в Nestle Waters и уверен, что на новом месте сможет полностью себя реализовать. Чаще всего к менеджерам из других отраслей обращаются во время структурных изменений или для создания новых направлений бизнеса. "Бывает, что для совершения нового рывка компании необходим конкретный специалист, которого она вряд ли сможет найти среди внутренних кандидатов", – говорит Бикбулатов. "Мы хотели бы взять в отдел коммуникаций человека из совсем другой отрасли, потому что у него более свежий взгляд. Надеемся, он сможет предложить новые неожиданные решения", – говорит Гарац из компании "Тетра Пак". Чем выше уровень кандидата, тем больше вероятность успешного перехода из одной отрасли в другую, считают рекрутеры. "Топ–менеджеры занимаются вопросами, которые, как правило, не связаны с отраслевой спецификой", – объясняет Эдуард Бикбулатов, консультант рекрутинговой компании Ancor. Кроссиндустриальные переходы более оправданны для управленцев высшего звена, в то время как на нижних уровнях востребованы более узкие знания, вторит ему Сергей Ражев, генеральный директор хедхантинговой компании Penny Lane Consulting. Но все же есть отрасли, в которые не так легко перейти без специальной подготовки, подчеркивает Бикбулатов. К тому же ряд отраслей развивается очень быстро и человек со стороны может оказаться не готовым к темпу перемен, добавляет он.

Свежий взгляд

В свою очередь специалисты по персоналу отмечают, что часто не готовы рассматривать сторонних кандидатов даже на средние позиции. "На должности руководителей отделов мы обычно рассматриваем внутренних кандидатов, потому что они хорошо знают цели, структуру и бизнес компании", – говорит Елена Гарац, специалист по подбору персонала компании "Тетра Пак". С ней соглашаются в компании Ancor, но уточняют, что финансисты, менеджеры по продажам и персоналу гораздо легче переходят из отрасли в отрасль. Более того, они считают, что у сотрудников из другой области менее "замыленный" взгляд на происходящее в отрасли и в компании. "Сторонний кандидат способен посмотреть на ситуацию свежим взглядом", – соглашается Елена Денисова, начальник HR–департамента ИФК "Метрополь". До своего прихода в российское представительство SAP Борис Вольпе работал начальником управления продуктов и маркетинга розничного бизнеса в Альфа–банке. Вольпе нередко поступали предложения о смене работы, но по–настоящему его привлекла возможность поработать в SAP. "Мне нравится работа, связанная с разработкой бизнес–архитектуры. Я долгое время занимался этим в качестве консультанта. Мне давно хотелось работать в компании, которая специализируется на формировании бизнес–моделей в разных отраслях", – объясняет Вольпе. В январе 2004 г. он приступил к обязанностям директора по маркетингу российского представительства SAP. "Я считаю, что менеджер, который умеет управлять ресурсами, людьми и идеями, может работать почти в любой отрасли", – говорит Вольпе. По его словам, на новом месте ему поначалу пришлось нелегко. И ему весьма пригодилась поддержка непосредственного руководителя – управляющего директора представительства. "Мы очень хорошо понимали друг друга, и это помогло мне в работе", – рассказывает Вольпе. Он добавляет, что "существенно расширил на новом месте свое понимание бизнес–процессов и отраслевую экспертизу". Тем, кто подумывает сменить сферу деятельности, Вольпе советует "не бояться предложений из других отраслей".
Легче всего меняют сферу деятельности топ–менеджеры компаний FMCG–сектора, считает Сергей Ражев из Penny Lane Consulting. "Эта отрасль начала развиваться раньше и активнее других, здесь выросло наибольшее количество зрелых профессионалов. Менеджеры, сумевшие сделать карьеру в этом секторе, востребованы во многих сферах бизнеса", – говорит он. "Первое поколение профессиональных российских управленцев выросло именно в отрасли FMCG", – вторит ему Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert.

Сменить профессию

С 1998 по 2003 г. Дмитрий Куприянов работал HR–директором компании "Вимм-Билль-Данн". "В "Вимм-Билль-Данне" я получил очень хороший опыт. По роду своей деятельности я общался с финансистами и маркетологами. Мне приходилось даже вникать в тонкости производственного процесса", – рассказывает он. В октябре 2003 г. Куприянову предложили занять пост гендиректора в инвестиционной компании Basis. Он хорошо знал акционеров, и они были готовы доверить ему компанию. "Я понимал, что на мне теперь лежит большая ответственность. В крупной компании тебя всегда могут подстраховать. Но на посту гендиректора приходится отвечать за все", – рассказывает он. Однако он умеет быстро осваивать новые знания (у него три высших образования: финансовое, психологическое и юридическое), поэтому ему быстро удалось разобраться в тонкостях работы инвестиционной компании. "Я не стал бы пока говорить о конкретных результатах. Сначала надо довести до конца начатые проекты", – говорит он. И все же переход в другую отрасль уже принес свои плоды. "Мой профессиональный опыт значительно расширился", – говорит Куприянов. HR–сфера крайне специализированна, и карьерный рост в ней ограничен. Многие HR–директора, достигнув определенного уровня, не знают, что делать дальше, считает Елена Клековкина, руководитель отдела маркетинга компании Ancor. "Но Дмитрий не остановился на достигнутом. Поэтому в октябре 2004 г. мы вручили ему диплом "За лучший кроссиндустриальный переход", – добавляет она. "К сожалению, не многие готовы к решительным переменам, – утверждает Куприянов. – Но если вы все же приняли решение о смене отрасли, то приготовьтесь к тому, что на новом месте вам придется непросто".
Чтобы вникнуть в специфику новой отрасли, хорошему управленцу требуется три–шесть месяцев, считает Шехтерман из RosExpert. Некоторые после этого уходят из компании. Однако причина не в том, что они не смогли освоить новые знания. Скорее всего им не удалось вписаться в корпоративную культуру компании или их управленческие навыки оказались недостаточно сильными для руководства данным предприятием, добавляет он. К тому же кандидаты из других отраслей могут столкнуться с рядом предубеждений. "Необходимо убедить будущего работодателя в том, что, несмотря на отсутствие опыта, сотрудник будет хорошо выполнять новые задачи. Нужно обосновать свое желание поменять отрасль и показать точки пересечения предыдущей работы и той, которой хотелось бы заниматься", – говорит Елена Кнунянц, эксперт отдела рекрутмента компании Manpower. А еще следует помнить, что большинство успешных специалистов редко стремятся менять сферу деятельности, утверждает Эдуард Бикбулатов из Ancor. Но с ним не согласен Шехтерман из RosExpert. "Главным мотивом перехода служит желание попробовать себя в новом качестве, получить новые знания и изучить новую отрасль", – добавляет он.

 





Комментарии Фейсбук Вконтакте