Инвестиции в мозг

Дата публикации 26.01.2009

В 2009 году увеличится спрос на краткосрочные образовательные программы

Охватив практически все сферы бизнеса, глобальный экономический кризис не мог не повлиять и на образовательный сегмент. Однако если в большинстве областей наблюдается спад потребительской активности, то в системе образования значительного уменьшения спроса нет сегодня и не ожидается в ближайшем будущем. По мнению специалистов, в наступившем году кроме традиционно востребованных долгосрочных программ высшего и дополнительного образования будут популярны качественные краткосрочные курсы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Валюта, которая не обесценивается

Опыт западных стран показывает, что даже в условиях экономической нестабильности люди не экономят на образовании. Они стремятся получать знания, стараются усовершенствовать свои навыки и вкладывают деньги в обучение. "Если обратиться к опыту ведущих зарубежных бизнес-школ и вузов, то можно увидеть, что в период текущего мирового кризиса падения продаж в них не наблюдалось ни по долгосрочным, ни по краткосрочным программам. Индивидуальные потребители в условиях кризиса охотно платят за образование, видя в этом повышение своей компетентности и стоимости на рынке труда, а корпорации инвестируют деньги в обучение сотрудников, считая это залогом своего выживания в условиях жесткой конкуренции», - рассказывает директор программы МВА ЛИНК "Стратегия" Международного института менеджмента ЛИНК Наталья Жаворонкова.

Получение образования и знаний - то, что никогда не сможет обесцениться и не подвергнется девальвации. "В период кризиса, когда все достаточно зыбко и неопределенно, образование по праву можно считать наиболее эффективным вложением денежных средств, причем с высокой отдачей и окупаемостью", - считает заместитель директора Центра налогового администрирования и финансового управления АНХ при Правительстве РФ Вадим Засько. Такого же мнения придерживается и руководитель проекта "Маркетинговое образование в России (РИМА)" Государственного университета управления Людмила Деревягина. "Вкладывать деньги в образование целесообразно всегда, поскольку в период кризиса, когда идет сокращение рабочих мест, в компаниях остаются только лучшие и самые профессиональные сотрудники. Обладая необходимыми компетенциями, приобретая дополнительные знания и навыки, можно выиграть борьбу на рынке труда и не остаться без работы", - поясняет Людмила Деревягина.

К цели - короткими путями

В условиях, когда очень быстро меняются условия ведения бизнеса, финансовые рынки подвержены высокой волатильности, а макроэкономические показатели нестабильны, особую актуальность приобретают краткосрочные программы повышения квалификации и переподготовки кадров.

"Основной целью таких программ является изучение последних изменений в законодательстве, освоение новых форм и методов ведения бизнеса, внедрение современных финансовых технологий, позволяющих адаптироваться к новым складывающимся условиям и минимизации негативных последствий кризиса", - рассказывает Вадим Засько.

Кроме того, как отмечает ректор Московского государственного института им. Е.Р. Дашковой Лариса Тычинина, в 2009 году повышение спроса на подобные программы может произойти и еще по двум причинам.

"Во-первых, вводятся жесткие требования к ЕГЭ, и это может вызвать уменьшение числа абитуриентов (из числа слабых школьников), что в свою очередь увеличит приток студентов на краткосрочные программы. А во-вторых, кризис уменьшит возможности людей в получении заочного или второго высшего образования. А значит, краткосрочные программы станут выходом из ситуации и будут иметь успех", - поясняет Лариса Тычинина.

При этом необходимо отметить, что под краткосрочными программами, в отличие от долгосрочного высшего образования и сравнительно длительных программ МВА, следует понимать курсы подготовки и переподготовки кадров, которые по стандартам Министерства образования РФ рассчитаны как минимум на 500 учебных часов (от полугода до года). "Выпускники таких программ получают право на ведение деятельности в новой профессиональной области, что особенно актуально сейчас, когда в условиях финансового кризиса многим приходится менять профиль работы или расширять свои знания и приобретать новые навыки для повышения эффективности труда. Кроме того, работодатели отдают предпочтение универсальным специалистам, обладающим знаниями и навыками в двух и более областях. Причем особую роль играет высококачественная подготовка в области маркетинга, поскольку маркетинговая философия - основа успеха любой компании", - рассказывает Людмила Деревягина.

А вот спрос на совсем короткие образовательные курсы-тренинги в этом году, скорее всего, упадет практически до нуля. По мнению Натальи Жаворонковой, в последнее время потребители стали относиться к обучающим тренингам как к некоему шоу, которое длится два-три дня. На рынке наблюдается избыток предложений по получению скороспелых знаний.

"На самом же деле за такой короткий срок научиться чему-либо практически невозможно. А в условиях нестабильности, когда и компании, и частные заказчики будут искать максимально эффективные способы получения знаний, в фокусе внимания окажутся не те курсы, которые дают быстрый результат, а те, которые позволяют еще в процессе обучения разрешить актуальные проблемы конкретных фирм. То есть будут востребованы качественные, хорошо подготовленные программы, дающие реальную возможность уже на этапе обучения разрабатывать антикризисные проекты и продумывать долговременную стратегию развития фирм", - поясняет Наталья Жаворонкова.

Образованием по кризису

В последнее время многие учебные заведения начали активно разрабатывать и внедрять обучающие курсы, связанные с антикризисным управлением. Однако было бы неправильно считать, что до этого никто в России не занимался данным направлением.

"Большинство отечественных программ изначально были ориентированы на специфику и особенности российского бизнеса, который во многом отличается от бизнеса зарубежных стран. Поэтому в них элемент антикризисного управления присутствовал всегда, а в настоящее время ему уделяется еще более пристальное внимание", - считает Вадим Засько.

По его мнению, востребованность программ обучения, помогающих предотвратить финансовые потери и извлечь максимальную прибыль из складывающейся неблагоприятной макроэкономической ситуации, не вызывает сомнений.

Однако следует акцентировать внимание на том, что очень важно получать знания у специалистов, заслуживающих доверие и имеющих большой практический опыт, таких, которые помогут решить не только сиюминутные проблемы конкретного бизнеса, а смогут выстроить долгосрочную эффективную стратегию развития компании с учетом макроэкономической финансовой среды.

Настоящее антикризисное управление, спрос на обучение которому в 2009 году, безусловно, будет велик, представляет собой оптимальное сочетание тактики и стратегии. "Сначала надо сконцентрироваться, сократить затраты и правильно оценить положение дел. А после этого выбрать приоритеты (приоритеты развития, приоритеты по клиентам, по персоналу и т.д.) и начать продвижение вперед. Именно этому следует учить тех, кто, думая о долгосрочной перспективе, будет обучаться антикризисному управлению в ближайшее время", - считает директор программы МВА ЛИНК "Стратегия" Международного института менеджмента ЛИНК Наталья Жаворонкова.

Вообще, в 2009 году выше всего будут цениться специалисты, которые смогут оптимизировать затраты, экономить бюджет компании и при этом действовать эффективно, ориентируясь на изменения во внешней среде на высококонкурентном рынке.

"Многим компаниям сейчас требуются менеджеры по продажам, способные заключать сделки в условиях сократившегося спроса, а также директора по маркетингу, умеющие продвигать товары и услуги с минимальным бюджетом. Специалистам нужно уметь адаптироваться к новым экономическим условиям, а для этого необходимы по-настоящему профессиональные знания в области маркетинга", - отмечает Людмила Деревягина.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте