Насколько бизнес в России готов к использованию инноваций?

Дата публикации 08.09.2009

Зинов В.Г., д.э.н., к.т.н., декан ФИТБ ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ

Зинов В.Г., д.э.н., к.т.н., декан ФИТБ ГОУ ВПО АНХ при Правительстве РФ, директор «Международного инкубатора технологий», директор Экспертного департамента Управляющей компании Венчурного фонда CIG &TamirFishman.

Изначально ни один менеджер не хочет работать с инновациями, потому что они всегда несут с собой затраты и повышенные риски. Никакого особенного счастья подавляющее число потребителей от новшеств обычно не испытывают - есть лишь небольшая часть людей, которые «ведутся» на новшество само по себе, которые покупают новый товар только потому, что он новый.

Но в переходный период этим заниматься приходится всем, инновации всегда не от хорошей жизни, зачем менять что-то в бизнес-процессах, если они хорошо работают и отвечают поставленным целям, зачем выводить новый продукт, если тот что имеем сейчас востребован рынком. Внедрение инновации спровоцировано изменением внешней среды, и чем быстрее идут такие изменения, тем быстрее надо на них реагировать, а вернее предвидеть и идти на шаг вперед других, только тогда можно стать победителем, поэтому каждый менеджер должен уметь работать с инновациями.

Инновации - это не только новый продукт, но и новые бизнес-процессы, освоение новых рынков и т.д. К примеру, ваша компания растет, у нее меняются отношения с потребителями и поставщиками, а это означает, что ей нужны новые формы взаимодействия с ними. Завтра для персонала будет нужна новая форма мотивации. Послезавтра поменяются налоговые и прочие регуляторы и нужно будет адекватно ответить на вызов окружающей среды. А еще через некоторое время чиновники придумают какие-нибудь новые требования к вашему продукту и он станет неконкурентоспособным. Поэтому новые решения технического, технологического, управленческого, организационного и прочего характера нужны менеджеру постоянно. Это чрезвычайно актуально.

Кроме того, Россия обладает еще одним удивительным ресурсом: нереализованными запасами передовых технологических разработок. Да, мы не имеем пока устоявшейся практики доведения этих разработок до использования. Можно сказать, что это своего рода национальный природный ресурс. И менеджеры сегодня должны научиться эффективно использовать эти активы.

Инновационному бизнесу надо учиться и можно учить! И делать это выгодно. 15 лет назад это поняли в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

На сегодняшний день Факультет инновационно-технологического бизнеса является практически единственной отечественной бизнес-школой, которая реализует весь спектр программ высшего и дополнительного образования по направлению «Инновационный и проектный менеджмент» для подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в области управления инновационными процессами.

Для кого наши программы? Те, кто у нас учатся, - уже опытные в бизнесе люди. Они приходят для того, чтобы научиться отвечать на вызовы рынка, минимизировать затраты, просчитывать риски и финансовый план при внедрении новшеств, чтобы превратить их в инновации.

Мы готовим директоров по развитию - эта должность достаточно популярна, хотя в разных компаниях часто так называются работники с разными должностными инструкциями. Так или иначе, это человек, который что-то создает в бизнесе. Наша программа нужна проектным менеджерам, которые часто реализуют себя как антикризисные управляющие. И другая категория, которая больше всех нуждается в этой программе, - те наемные менеджеры, которые намерены создать собственный бизнес. Сегодня они формируют новые компетенции, а завтра с их помощью начнут свое дело. Ведь достаточно редко программы MBA дают целостный инструментарий, который позволяет стать не только хорошим наемным профессионалом, но и собственником, который умеет оценивать риски создания новых предприятий, находить выгодные идеи, вкладываться в них и потом выпускать на рынок новые товары.

Наша аудитория - это руководители стратегических отделов, отделов маркетинга и производства. Впрочем, первые лица тоже являются нашими слушателями, если это руководители инновационных организаций, где происходят очень быстрые перемены, где чутко реагируют на изменения в мировой экономике и России. Большинство наших слушателей - это люди, которые хотят квалифицированно работать с новшествами в рамках своего собственного бизнеса либо параллельно с управлением чужим бизнесом начать свой.

Суть нашего учебного процесса в том, что человек работает над проектом, который в конце обучения защищает как итоговую работу. Мы учим инновационному мышлению. Мы требуем от слушателей, чтобы все их проекты были на уровне серьезного консалтингового отчета, чтобы после окончания они были для них рабочим, а не только учебным документом. Ведь то, что ты сделаешь своими руками, и станет твоим навыком. У наших слушателей есть уникальная возможность получить инвестиции под свой реальный проект в Венчурном фонде CIG &TamirFishman или стать менеджером проекта.

Люди у нас учатся не ради диплома, а для того, чтобы стать дороже на рынке труда.    

Комментарии Фейсбук Вконтакте