International MBA: есть ли смысл?

Дата публикации

Статья американского  Сollege Journal для американцев, рассматривающих возможность обучения за пределами Америки. Возможно, некоторые советы окажутся полезны для росийских граждан, желающих получить степень МВА за рубежом.
Февраль. Джо Фелис (Joe Felice) целует на прощание свою жену и маленькую дочь. Он должен успеть в международный аэропорт Seattle-Tacoma на самолет до Амстердама. 38-летнему руководителю компании Expedia.com, интернет-агентства путешествий, предстоит провести в пути 13 часов: два перелета, поезд и метро. Пункт назначения - нидерландская бизнес-школа RSM (Rotterdam School of Management).
"Я хотел больше узнать о бизнесе в других странах", - говорит он, отвечая на вопрос, что заставило его решиться на утомительные путешествия для обучения на модулях или недельных курсах в Роттердаме или других иностранных городах. Обучение в разных странах - один из основных аспектов программы OneMBA, разработанной совместно пятью различными бизнес-школами.
В перерывах между поездками он выполняет задания и работает над проектами со своими сокурсниками из Мексики и Гонконга с помощью Интернета. Все эти усилия для того, чтобы по окончании обучения получить степень магистра бизнес-администрирования, которую он мог бы получить во многих американских университетах после двух лет обучения.
Амбициозный проект Global MBA школы RSM предназначен для растущего числа желающих получить образование на дневных, модульных или executive программах МВА с акцентом на "международное" содержание. Слушатели курсов желают получить образование широкого профиля в глобальных условиях, то есть реально соприкасаясь с различными культурами.
Количество иностранцев, желающих получить образование в London Business School, постоянно растет (число аппликантов-американцев выросло за пять лет с 14 до 19%). Что же касается HEC, менее масштабной парижской школы, то рост числа американцев, подавших заявления, за тот же период, составил 240%.
"За рубежом, во многих странах мира, мы сейчас наблюдаем необычайный рост популярности и количества программ МВА", - говорит Дэн ЛеКлэр (Dan LeClair), директор AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business) в городе St. Louis.

Сравнивая американское бизнес-образование с международными программами

Все программы предлагают, конечно же, очень увлекательное обучение, но возникает несколько значимых вопросов. Во-первых, что может означать в действительности слово "international" в словосочетании "international MBA"? Каким образом программы international MBA могут положительно отразиться на будущих карьерных возможностях? Есть ли польза от связей в рамках сообщества выпускников из разных стран мира. 
Начнем с самого очевидного - неоднородности состава участников программы. В этой категории многие международные программы МВА без усилий опережают своих американских конкурентов. Европейские бизнес-школы в среднем обучают 80% студентов-иностранцев, в то время как в американских школах эта цифра составляет всего около 30%.
Некоторые международные программы МВА сознательно избегают появления среди своих студентов какой либо "доминирующей" культуры. К примеру, среди слушателей совсем небольшой швейцарской программы школы IMD есть представители 35 национальностей, в то время как общее их число - 90 человек. Из них американцев - 7%. "Ко времени завершения программы вы будете способны работать с кем угодно", - говорит Джозеф Хартцель (Joseph Hartzell), выпускник IMD 2003 года, теперь работающий в швейцарской компании Novartis в Базеле.

Профиль предпочтений

Такие программы открыты не для всех. Многие ведущие программы МВА отдают предпочтение аппликантам, уже имеющим опыт работы в международных условиях и, как в случае с французской INSEAD, в достаточной мере владеющим иностранными языками (читай: если вы не работали за рубежом и желаете использовать обучение в бизнес-школе для того, чтобы закрыть этот пробел в вашем резюме, вам вряд ли повезет). Другие программы, например роттердамская, не против студентов, говорящих на одном языке, но только в том случае, если они действительно заинтересованы в получении образования для ведения международного бизнеса.
Степень "интернациональности" преподавательского состава также очень интересный момент. Например, что является определяющим фактором: то, откуда преподаватели приехали, или то, где они получили степень? На своем интернет-сайте INSEAD информирует, что в преподавательском составе школы есть представители 33 национальностей, но, согласно информации декана H. Landis Gabel, 80% из них получили докторские степени в самых уважаемых университетах Америки, таких как Harvard University, Massachusetts Institute of Technology и University of Chicago.
Что касается содержания учебного плана, многие международные программы МВА довольно близки  своим американским "дубликатам", добавляя лишь немного в изучении культурологии, политического устройства, а также языковые тренинги. "Учебный план LBS по большей части сходен с учебными планами других бизнес-школ лиги top-10", - говорит Маргарет Стюарт (Margaret Stewar), класс LBS 2003. Она говорит о том, что 75% кейсов были написаны специалистами Harvard Business School, но добавляет, что изучение кейсов вовсе не обязательно обеспечивает наличие значимого фактора интернационализации. В то же время фактор многообразия среди сокурсников может иметь очень большое значение.  
В процессе принятия решения, стоит ли искать программу МВА за рубежом, стоимость обучения может выступить как один из самых значительных факторов. Покольку курс американского доллара по отношению ко многим валютам за последнее время несколько снизился, в счетах американских студентов, проходящих обучение за рубежом, теперь значатся цифры гораздо более ощутимые, чем ранее. Директор службы по карьере LBS Грэм Хэйсти (Graham Hastie) говорит, что для американцев стоимость обучения за прошедший год возрасла как минимум на 20%. Помимо фактической стоимости обучения студенты также должны помнить о так называемой "стоимости возможности" их образования, которая равняется заработку, потерянному за время обучения.

Где вы хотите работать?

Прежде чем паковать чемоданы для учебы на международной программе МВА, важно определиться с перспективами вашей карьеры - с тем, что касается сферы занятости и работодателя в частности. От 60 до 80% специалистов МВА, получивших степень в  London Business School, остаются после получения диплома в Великобритании и находят здесь свою первую работу. Таким же образом около 80% выпускников HEC после окончания обучения начинают работать в одной из стран континентальной Европы. Таким образом, для американцев, не имеющих в планах переезд в Европу, международные программы могут оказаться не совсем удачным выбором. "Ваш американский работодатель может не знать названия международной бизнес-школы. Если это одногодичная программа, то он может засомневаться в ее надежности и статусе", - говорит Питер Калладайн (Peter Calladine), менеджер по аккредитационным услугам Британской ассоциации МВА в Лондоне. "И наоборот, - добавляет он, - для европейцев название, к примеру, Duke может не значить совершенно ничего".

Еще несколько советов для желающих получить степень МВА за рубежом

Проверьте наличие аккредитации у бизнес-школы, которую вы рассматриваете как вариант. AACSB - крупнейшее международное агентство по аккредитации. В Европе также действует система аккредитации Equis.
Если возможно, посетите университет. Билет до Лондона обойдется вам не так дорого, как неправильный выбор программы. 
Поговорите с выпускниками. Большинство международных программ МВА имеют специальные клубы в крупных городах по всему миру. Возможно, школа проводит свои презентации в вашем городе.
Обратите внимание на динамику позиций школы в рейтингах. Рейтинг одного года не даст вам понимания вопроса. Рейтинги за пять лет могут помочь. Среди самых важных - рейтинги, публикуемые в таких изданиях, как Wall Street Journal, Financial Times и BusinessWeek.
Изучите интернет-сайт школы. Многие международные программы МВА публикуют профиль недавних выпускников с указанием того, где они сейчас работают. Посмотрите, подходят ли вам такие карьерные возможности, учитывая и фактическое место работы.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте