МВА с интегральным подходом

Дата публикации

Декан бизнес-школы университета Toronto уверен, что интегральный подход дает выпускникам МВА способность решать самые сложные задачи в современном бизнесе.
Чтобы выделиться из общей массы, многие бизнес-школы "второго дивизиона" создают специализированные программы МВА. Основным направлением таких программ может быть менеджмент в области здравоохранения, спорта или искусства. Канадская Rotman School of Management при University of Toronto также пошла по этому пути, разработав программу с акцентом на интегральном мышлении. Главный принцип этого подхода состоит в одновременном использовании нескольких академических дисциплин для решения сложных проблем бизнеса.
Программа школы Rotman помогает слушателям выстроить новые, более гибкие модели, которые больше всего подходят для работы в современном мире с прогрессирующей глобализацией. Похоже, что этот необычный подход оправдывает себя. В то время как многие из бизнес-школ испытывают сегодня нехватку в аппликантах, число желающих поступить в Rotman выросло c 2001 года на 30%.
С момента своего прихода на позицию декана школы в 1998 году Роджер Мартин (Roger Martin) постоянно стремился к тому, чтобы выстроить все содержание программы МВА вокруг интегрального мышления. Не так давно его точка зрения нашла одобрение в форме $10 млн от Canadian Credit Management Foundation. Полученные деньги пойдут на поддержание работы исследовательского Центра интегрированного мышления (Marcel Desautels Centre for Integrative Thinking) в течение последующих пяти лет.
Решение Мартина о пересмотре основных принципов преподавания на программе МВА было не спонтанным. В начале 1990-х он работал в консалтинговой компании Monitor, где возглавлял образовательное подразделение. В процессе приема на работу выпускников программ МВА для него стали очевидными некоторые тенденции, требующие вмешательства в сам процесс обучения в бизнес-школе.
В интервью корреспондентам журнала BusinessWeek Мартин рассказал об основных принципах интегрального подхода.
Каким образом во время работы консультантом вы пришли к пониманию того, что бизнес-образованию не хватает интегрального подхода?
Мы работали над сложными проектами для компаний, проблемы которых не укладывались в какую-либо определенную дисциплину. Им нужны были люди, способные решить комплексные проблемы бизнеса.
В компании Monitor на позиции консультантов мы набирали два типа специалистов: выпускников додипломных программ и специалистов МВА из школ Harvard и Wharton.
Изначально мы предполагали, что выпускникам-додипломникам будет необходимо очень многому учиться, в то время как специалистам МВА потребуется лишь немного специализации. Но позже мы пришли к выводу, что мыслительные способности выпускников МВА в целом не отличаются от мышления выпускников додипломных программ, поэтому с 1991 года все наши новые сотрудники стали проходить обучение по одной и той же корпоративной программе развития.

Как слушатели знакомятся с интегральным мышлением?

В течение первого месяца слушатели принимают участие в однодневной ролевой игре. В ходе последующего тщательного анализа они разбирают в подробностях процесс ее развития, подводят итоги и приходят к осознанию того, что решение комплексных проблем требует интегрального подхода.
Среди обязательных для слушателей первого года обучения курсов есть цикл занятий под названием "Основы интегрированного мышления". В рамках этого курса слушатели получают основное представление об особенностях мышления и принятия решений. После этого студенты могут записаться на длительный курс практических занятий в исследовательском Центре интегрального мышления или на интенсивный недельный форум после весенних экзаменов.

Как еще интегральное мышление находит свое отражение в учебных занятиях?

В ходе второго года обучения слушатели принимают участие в программе Integrative Management Challenge, которая представляет собой курс на основе ролевой игры. Весь поток из 260 слушателей делится на пять команд. С каждой из команд работает управляющий совет, состоящий из пяти бизнесменов, представляющих разные организации. В процессе ролевой игры слушателям предстоит составить план по маркетингу и провести переговоры с персоналом компании. 
В начале, когда я только работал над курсом, самым главным вопросом было то, сможем ли мы найти достаточно бизнесменов для советов директоров. Но теперь у нас даже есть список желающих на будущее, потому что очень многие хотели бы принять участие в этом увлекательном мероприятии.
Слушателям второго года обучения также предлагается ряд курсов по выбору, так или иначе связанных с интегральным мышлением. Среди них есть Organizational Strategy, курс по динамике систем  Thinking it Through, а также курс под названием Learning to Learn. Я также преподаю на занятиях по курсу Shape it, Don't Take It. Этот курс построен на той предпосылке, что мы выбираем модели решения той или иной проблемы либо подстраиваясь под существующее положение вещей, либо самостоятельно создавая лучшие условия.
Мы также проводим серию встреч с передовыми мыслителями. Наши слушатели уже встречались с 47 известными людьми – сторонниками и приверженцами интегрального мышления, такими как Майкл Делл (Michael Dell) и СЕО Procter & Gamble Алан Дж. Лэфли (Alan G. Lafley).

Кого еще из известных людей вы могли бы привести в качестве приверженцев интегрального мышления?

Исидор Шарп (Isadore Sharp) сумел сделать "Времена года" (Four Seasons) самой качественной сетью отелей класса люкс в мире. Он начинал с нуля. Один из первых двух принадлежавших ему отелей был небольшим мотелем для водителей, а другой – огромной гостиницей для съездов и конференций, и в обоих случаях Шарп сумел добиться больших успехов.
Он стоял перед выбором. Этот выбор касался двух успешных, но противоположных по своей сути моделей. По его словам, ему была близка интимная атмосфера мотелей и сервис для клиентов. В то же время ему нравились условия крупных гостиниц, сочетавших в себе преимущества бизнес-центров, но он не переносил безликость.
Человек, обладающий способностями интегрального мышления, не станет выбирать одну из этих двух противоположных по сути моделей. Вместо этого он использует преимущества каждой из них и создаст на их основе что-то новое и прекрасное. Именно по этому пути и пошел Шарп.
Таким образом, интегральное мышление позволяет человеку понять преимущества каждой из противопоставленных друг другу моделей, отказавшись от необходимости выбора одной из них.

Каждый ли человек обладает способностями интегрального мышления?

Мне кажется, что способные мыслить интегрально люди больше интересуются другими людьми и тем, каким образом строится работа в группе. К нам поступают те, кто выбрал для себя роль создателя и дизайнера собственной жизни. Эти люди всегда интересуются, есть ли другие пути, кроме тех, что лежат прямо перед ними.
Но есть и другие, для которых подобный подход попросту неприемлем. Со временем этот тип менеджеров потеряет способность эффективно работать. В мире, где главную ценность играет человеческий капитал, избравшим этот путь будет намного труднее добиться успеха.

Вы руководите школой Rotman уже второй срок. Каковы ваши планы на ближайшие пять лет?

До 2010 года, когда мне нужно будет уйти с поста руководителя, я хочу добиться того, чтобы наша бизнес-школа завоевала признание как провайдер абсолютно уникальной программы МВА. Мне бы хотелось, чтобы люди размышляли о нас так: "Я мог бы пойти в любую из бизнес-школ, но только здесь я смогу получить навыки интегрального мышления". Если это произойдет, мы войдем в десятку лучших бизнес-школ мира.


Комментарии Фейсбук Вконтакте