INSEAD. В INSEAD заговорили о свежем взгляде на вещи и о творчестве

Дата публикации

ФОНТЕНБЛО

 

Учиться в INSEAD стало интереснее. После того как 10 "основных" курсов из 15 остались позади и самые важные концепции улеглись в головах студентов, профессора наконец-то заговорили о том, что, кроме черного и белого, в бизнес-науке есть и другие цвета. Мы теперь чаще говорим о гибкости, свежем взгляде на вещи и о творчестве, чем о жестких схемах и формулах.

 

На последнем занятии по стратегическому менеджменту, к примеру, изучался опыт компании Honda, которая в начале 60-х с боем захватила львиную долю американского рынка мотоциклов. Сначала мы прочли стандартный "кейс", в котором популярно объяснялось, что у компании был четкий стратегический план вторжения на американский рынок. Прозорливые основатели Honda изучили рынок США и выяснили, что на нем существует огромная свободная ниша для маленьких мотоциклов. Ее-то японская компания и заняла благодаря мощной рекламе и сильным дилерам. Такая вот красивая история о правильной стратегии.

 

Но, оказывается, существует еще один вариант этой же истории. Трое менеджеров Honda, почти не говоривших по-английски, прибыли в США, абсолютно ничего не зная об американском рынке и намереваясь продавать на нем несколько тысяч больших мотоциклов в год. Промучившись полтора года и мало чего достигнув, японцы совсем было расстроились и подумывали о бесславном возвращении домой.

 

Но в один прекрасный день менеджер крупной сети спортивных магазинов увидел японцев, промчавшихся мимо него на микромотоциклах Honda. Мотоциклы ему ужасно понравились, но японцы долго мялись и не хотели выпускать "малютку" на рынок, опасаясь, что имидж поставщика мощных мотоциклов для "мачо" может серьезно пострадать. Когда они все же поступились четкой стратегией и начали продавать маленькие мотоциклы, к ним пришел огромный успех. Которому, кстати, весьма способствовала рекламная кампания, разработанная... студентом местного колледжа, энтузиастом маленьких мотоциклов.

 

Мораль басни? Можно долго и упорно "планировать" стратегию, рисуя красивые схемы и графики. А можно создавать стратегию на ходу, используя метод проб и ошибок и аккумулируя успешный опыт. Жестких схем нет, универсальных рецептов не существует.

Вспомнив об этом, студенты бизнес-школы в последнее время стараются как-то "раскрасить" достаточно бесцветный учебный процесс. К примеру, учебные группы пытаются превратить скучные презентации в нечто более удобоваримое для однокашников. Одна из групп "презентовала" проблему безработицы в Европе в форме судебного разбирательства, в котором ответчиком выступал Европейский союз. Другая группа представила сравнительный анализ банковского и фармацевтического секторов в виде диалога двух выпускников INSEAD, работающих в этих сферах рынка.

 

В INSEAD появились свои "креативы" - так именуют себя студенты, посещающие семинар Managing Creativity. Их немного, но их творческий запал весьма заразителен. На днях двое "креативов" пытались заставить однокашников разместить заказ на несуществующую брошюру "Как охмурить работодателя", а третий в это время уговаривал мирных жителей Фонтенбло продать ему поношенные ботинки для коллекции. Нет, с головой у них все в порядке - просто получили на семинаре задание купить или продать "что-нибудь необычное".

 

Надо же, какой ерундой занимаются студенты бизнес-школы, подумают многие. Но это не ерунда, а желание мобилизовать свой творческий потенциал, без которого на рынке сегодня мало чего можно добиться.

 

В компании ЗМ сотрудникам официально разрешено тратить до 15% своего рабочего времени на разработку новых идей - какими бы идиотскими они ни казались. Компания производит 60 000 видов товаров. И имеет очень хорошие прибыли.

 

Михаил Дубик

Комментарии Фейсбук Вконтакте