INSEAD. В INSEAD учат избегать неверных решений

Дата публикации

ФОНТЕНБЛО, Франция

 

В коротких перерывах между занятиями в "классе", занятиями в библиотеке и занятиями дома говорить об учебном процессе не очень хочется. Но что делать - в конце концов, 270 молодых профессионалов на время оставили свою высокооплачиваемую и престижную работу именно ради того, чтобы поучиться.

 
Первый "период" программы МВА пересек свой экватор, до экзаменов осталось меньше месяца, и даже те немногочисленные студенты, у которых много времени ушло на "раскачку", к этому моменту поняли, чему их учат.

 
Самые разнообразные дисциплины, включенные в программу МВА, по большому счету, учат одному - умению принимать взвешенные и адекватные бизнес-решения на основе тщательного и разностороннего анализа ситуации.

 
Продемонстрировать методику преподавания этого навыка проще всего на примере курса Marketing Management. Каждое из 16 полуторачасовых занятий представляет собой обсуждение возможных вариантов решения проблем, возникавших в недалеком прошлом у реально существующих компаний. Стоило ли фирме Johnson&Johnson запускать на Филиппинах "непрофильный" продукт - косметическую пудру? Что нужно было сделать менеджеру по продажам подразделения GF по производству медицинского оборудования чтобы выиграть закрытый тендер на поставку техники в немецкую клинику? Как компания Volvo Truck Europe должна была реагировать на интеграционные процессы на континенте?
Часть решений рождается в ходе обсуждения в "классе", но основную часть работы студенты делают "дома" - индивидуально и в группах. "Рекомендации" компаниям даются на основе анализа пакетов информации, включающих финансовые показатели, структурный "портрет" компании, данные о ситуации на рынке, конкурентах, основных потребителях продукции компании и т.д.

 
В конце каждого занятия профессор раскрывает карты и рассказывает о том, какую стратегию компания выбрала в реальной жизни. И надо сказать, что в большинстве случаев студенты "действуют" примерно так же, как боссы крупных корпораций.

 
Более "технические" дисциплины тоже призваны развивать навыки принятия решений. Курс Applied Statistics учит беспристрастно анализировать статистические данные и делать выводы о вероятности того или иного результата или события. На первом же занятии профессор снял вопрос о полезности своего предмета, задав аудитории вопрос: какова вероятность того, что двое из 65 находящихся здесь студентов родились в один день?
Правильный ответ ("более 98%") дал один-единственный студент. С тех пор все послушно изучают порой занудную статистическую теорию и решают огромное количество задачек на "вероятность", симулирующих реальные бизнес-ситуации

 
Изучая Financial Accounting, студенты, конечно, должны получить определенные навыки составления финансовой отчетности. Но основная цель курса - научить будущих менеджеров ставить компаниям "диагноз" и принимать инвестиционные решения на основе финансовой информации. "Мы учим вас читать финансовую отчетность между строк, чтобы понять, как компания делает бизнес и как она себя чувствует", - говорит канадский профессор Лэрри Уайс, который начинает каждое занятие с "бухгалтерского" анекдота.

 
Курс Organizational Behavior изучает прикладные аспекты "поведенческих" теорий, и в частности закономерности процесса принятия решении. Даже самая на данный момент теоретическая из изучаемых дисциплин - микроэкономика - призвана помогать менеджерам в решении практических задач. И, как обещает преподаватель, к концу курса все эти пока не совсем понятные большинству студентов кривые спроса, предложения, добавочного продукта и Бог знает чего еще станут полезными инструментами, позволяющими РЕШИТЬ, как минимизировать затраты и получить максимальную прибыль.

 
Через год все эти знания можно будет с успехом (или без оного) применить на практике, а пока, как завещал Владимир Ульянов-Ленин, "учиться, учиться и учиться" избегать принятия неверных решений.

 

Михаил Дубик

Комментарии Фейсбук Вконтакте