INSEAD. Учитесь на негативные вопросы давать позитивные ответы

Дата публикации

ФОНТЕНБЛО, Франция

 

 

 

Затем ему предложили поиграть в деловые игры, в ходе которых нужно было решать конкретные бизнес-проблемы, а также попросили выполнить несколько письменных упражнений на знание бухгалтерского учета, финансов, статистики и проч.

 

Этот жестокий тип интервью, который носит красивое название "комплексное тестирование", к счастью, применяется все реже и реже - так же как и "стресс-интервью", в ходе которого на вас постоянно "давят", проверяя вашу способность не терять самообладания.

 

Сегодня компании обычно используют три вида интервью - "резюме-тест", "профессиональное" и "поведенческое",- причем чаще всего применяют различные комбинации элементов всех трех.

 

Цель "резюме-теста" - расспросить кандидата в деталях об опыте работы, вкратце описанном в его резюме. Надо быть готовым к тому, чтобы вразумительно объяснить, что вы, к примеру, имели в виду, когда писали: "Руководил группой, состоящей из 500 человек и работавшей над очень крупным проектом". Вас также могут спросить о вашем образовании, ваших хобби, вашей семье.

 

"Поведенческое" интервью "зондирует" ваши человеческие качества и моральные принципы. Его цель - выяснить, впишитесь ли вы как человек в корпоративную культуру. К примеру, если вы хотите работать в консалтинговой компании, где очень много "командной" работы, и при этом совершенно не умеете общаться и ладить с людьми, на "поведенческом" интервью вас, безусловно, тут же "раскусят".

 

Наконец, на "профессиональном" интервью вам придется доказывать, что у вас в избытке присутствуют те качества, которые необходимы для выполнения работы. Классический пример таких интервью - интервью в консалтинговых компаниях, где кандидатам предлагают выполнить практические задания различной сложности: от простых головоломок до многоуровневых бизнес-проблем.

 

Головоломка, к примеру, может звучать так: "Сколько мячиков для гольфа в США?" Этим, казалось бы, идиотским вопросом интервьюер тестирует аналитические и творческие способности кандидата, его логику и быстроту его реакции. Отвечая на этот вопрос, "правильный" кандидат попытается, к примеру, проанализировать, какие места нужно посетить (теоретически), чтобы дать на него ответ. Чем длиннее список, тем лучше - спортивные магазины, предприятия, где мячики производятся, гольф-клубы, дома игроков, пруды и т.д. и т.п.

 

Бизнес-проблема может звучать примерно так: "Как вы будете запускать на рынке новый безалкогольный напиток?" В этом случае "правильный" кандидат расспросит интервьюера о продукте, о компании, которая его производит (стратегия, финансовое положение, факторы успеха), о ее конкурентах, об особенностях рынка, о сравнительной эффективности той или иной маркетинговой стратегии и о многом другом. После чего сформулирует программу запуска новой "колы".

 

Поскольку компании комбинируют элементы различных видов интервью, сама разбивка на типы достаточно условна. Надо быть готовым ко всему, даже к "комплексному тестированию" и решению сложных бизнес-проблем. Но начинать стоит с подготовки ответов па следующие популярные вопросы: "Как бы вас описали ваши коллеги?", "Каковы ваши слабости, каких качеств вам не хватает?", "Что вы считаете своей самой большой профессиональной неудачей?" Рецепт прост: отвечать честно, но пытаться превратить негативный вопрос в позитивный ответ. "У меня были слабости, но я их уже преодолел", "У меня был профессиональный кризис, но он мне помог развить в себе новые качества и продвинуться по карьерной лестнице". Если вы сами себя не похвалите, то кто же еще вас похвалит?

 

Михаил Дубик

Во время интервью в крупной нефтяной компании моему приятелю принесли толстую пачку документов и попросили изучить их, выбрать самые, на его взгляд, важные, сформулировать проблему, которая вырисовывается при чтении этих бумаг, и предложить план действий.
Комментарии Фейсбук Вконтакте