INSEAD. Группа способна потопить или спасти инсеадовца

Дата публикации

ФОНТЕНБЛО

 

"Извини, дорогая, в эти выходные меня дома не будет - мы с группой работаем над проектом". Услышав такое, спутница жизни студента INSEAD вздохнет, но промолчит. Ибо группа - это святое. Или необходимое зло, существование которого давно уже не подлежит обсуждению,

 
По мнению создателей программ МВА, учебные группы существуют для того, чтобы спровоцировать обмен информацией между студентами с разным опытом и разным уровнем знаний и научить будущих менеджеров работать в команде. Даже функциональный интерьер бизнес-школы максимально соответствует идее коллективного творчества. Помимо аудиторий, основной формой организации пространства в INSEAD являются cubicals - "загончики", огороженные ширмами и оборудованные компьютером и круглым столом, за которым группы собираются для обсуждения своих насущных проблем.
"А вот и ваша группа", - говорят вам в начале учебного года, который, если вам не очень повезло с ближайшими коллегами, очень скоро превращается в бесконечную череду пыток.

 
Первая же коллективная работа демонстрирует известную истину: индивидуальные решения принимать несколько проще, чем коллективные - особенно если в коллективе все равны. Классический вариант Лебедя (никаких политических аналогий), Рака и Щуки, причем инсеадовские "звери" гораздо более амбициозны и настойчивы, чем крыловские.

 
Поэтому работу, которую один человек выполнит за три часа, плохо функционирующая группа может делать три дня. Эти грустные дни будут состоять из нудных обсуждений, "процедурных вопросов", чьих-то бесконечных попыток настоять на своей точке зрения (неверной по определению), персональных "наездов" друг на друга и других не очень веселых, а главное, не очень продуктивных вещей. Итогом этих дней станет проект, который не оставит следа в памяти преподавателя.

 
Впрочем, не все так ужасно. Не подлежит сомнению и другая аксиома: одна голова: хорошо, а несколько - лучше. Группа с отработанными механизмами принятия решений может горы свернуть, причем сделает это быстро и эффективно. Хорошая команда за три часа сделает то, над чем индивидуал будет корпеть три дня. Эти три часа будут состоять из быстрой и эффективной мозговой атаки, формулирования целей, "расчленения" работы на индивидуальные мини-проекты, которые в итоге сложатся в единое целое. Эти часы позволят каждому члену команды не только проявить свои сильные стороны, но и научиться чему-то новому, и их итогом станет работа, которую преподаватель будет обсуждать с коллегами за кружкой пива.

 
Хорошая группа эффективна не только в работе над большими проектами (таких в каждом периоде три-четыре), группа может собраться за тридцать минут до начала "пары", чтобы вместе сделать домашнее задание или поделиться мыслями по поводу того или иного "кейса". Тот факт, что студенты оцениваются относительно друг друга, не мешает тем членам команды, которые, к примеру, раньше работали в финансовой сфере, помогать своим коллегам с гуманитарным образованием. Одна из студенток "январского" потока имела после первого периода очень низкую оценку и сумела остаться в INSEAD во многом благодаря поддержке своих одногруппников, которые занимались с ней чуть ли не каждый день.

 
Кстати, часть экзаменов в бизнес-школе - групповые. К примеру, в первом периоде таким был экзамен по Organizational Behavior: группа должна была написать три эссе, и каждый член команды получал коллективную оценку. Так что группа может как "вытащить" (твое эссе - полная чушь, зато коллеги постарались и группа получила коллективную "тройку"), так и "похоронить" (твое эссе - шедевр, но тупые одногруппники все испортили). В общем, группу можно любить или ненавидеть - третьего не дано. В следующий раз я поделюсь впечатлениями по поводу своей группы.

 

Михаил Дубик

Комментарии Фейсбук Вконтакте