INSEAD. Фирмы "продают" себя студентам

Дата публикации

ФОНТЕНБЛО

 

Пока студенты INSEAD без страха и упрека запускают новые брэнды и пытаются отвоевать у конкурентов более жирный кусок рынка в деловой игре MARKSTRAT, вполне реальные компании занимаются вполне реальным маркетингом, "продавая" себя будущим: МВА.

 
Каждой второй студент нашего потока открывает винные бутылки (по мере ужесточения учебного процесс это, к сожалению, случается все реже и реже) с помощью очень удобного штопора, на котором черным по белому написано: Mercer, Management Consulting. Эта консалтинговая компания начала "обрабатывать" студентов с самого начала учебного сезона, когда каждый из нас получил от нее теплое приветственное письмо - напоминание: "Есть такая компания". Прямая рассылка продолжается и по сей день. На прошлой неделе, к примеру, Mercer дал студентам понять, что истина не только в вине, но и в книгах, прислав каждому из нас по экземпляру пособия по управлению корпоративным ростом под названием Grow to be Great,

 
Mercer не одинок в стремлении напоминать о себе студентам. Mногие из нас хранят дискеты в "портмоне" с логотипом еще одной консалтинговой фирмы - Gemini Consulting. Было и множество других "напоминаний в силу своей бесполезности сразу попадавших в инсеадовские урны.

 
Компании хотят, чтобы "потребители"-студенты помнили о них. Достаточно скоро студенты начнут искать себе работодателя, и накопленные в течение года впечатления могут значительно повлиять на их выбор.

 
Конечно, компании могут (и очень многие из них это делают) заявить о себе более громко, проведя в бизнес-школе презентацию. Но кроме "чистой" рекламы существует немало других действенных маркетинговых инструментов: к примеру, спонсорство, прямая рассылка или участие в учебном процессе.

 
Национальные недели, которые в больших количествах - многонациональность позволяет - проводятся INSEAD, стоят немалых денег. Регодня утром к нам в аудиторию ворвалась группа переодетых викингами скандинавов, чтобы объявить о начале "своей" недели. Как вы думаете, чем, кроме игрушечных мечей, oни размахивали? Конечно, большой бутылкой водки Absolut, которая спонсирует это мероприятие. В числе других спонсоров - консалтинговые компании SAS и Carlsberg.

 
Другие фирмы подают себя под более деловым и профессиональным соусом. Они стремятся стать частью учебного процесса. Когда маэстро бухгалтерского учета Лэрри Вайс за несколько дней до начала учебного года вспомнил, что ему нужны кое-какие учебные пособия, он позвонил в несколько компаний, которые первыми пришли ему в голову. Через два дня он получил (посредством Federal Express!) 300 экземпляров финансового отчета компании Coca-Cola, на примере которого мы месяц изучали основы бухучета.

 
Профессорам нужны конкретные ситуации, на примере которых они будут втолковывать студентам свои истории. Героями "кейсов" (практических заданий) по маркетингу в первом "периоде" были вполне реальные компании - Volvo, Johnson&Johnson, Kentucky Fried Chicken и многие другие. В большинстве "кейсов" компании сталкивались с трудностями и героически их преодолевали. Но были задания, в которых фирмы так и не смогли полностью решить те или иные локальные проблемы. Надо отдать должное корпорациям, позволяя будущим студентам бизнес-школ учиться на своих ошибках, - они гораздо менее примитивно, чем многие другие трактуют задачи public relations.

 
По словам нашего "маркетингового" профессора, "пиаровцы" достаточно многих компаний с готовностью предоставляют информацию для подготовки учебных практических заданий, а иногда даже помогали преподавателям в их написании (даже если "кейс" в результате не пестрит словами типа "высокопрофессиональный", "чрезвычайно успешный" и т.п.)

 
Быть может, деловая маркетинговая игра нового поколения будет называться COLASTRAT?

 

Михаил Дубик

Комментарии Фейсбук Вконтакте