INSEAD. Будущих менеджеров учат конкуренции

Дата публикации

Много и быстро думать студентам INSEAD приходится каждый день, но первым днем Больших Раздумий станет 5 ноября. Это не будут раздумья по поводу исторического значения Великой Октябрьской Социалистической Революции - просто в этот день студенты узнают свой средний балл по итогам первого "периода"

 
На первый взгляд, студенческий труд здесь оценивается так же, как и в тысяче других учебник заведениях, оценка по каждому предмету варьируется от 0 до 4 ("нули" никто не получает, потому что одна такая оценка оставляет студента без диплома независимо от его дальнейших усилий). Сумма оценок каждого студента, поделенная на число предметов, дает его средний балл.

 
Вроде бы ничего нового. Но есть один маленький нюанс - оценка является показателем ОТНОСИТЕЛЬНОГО, а не абсолютного уровня знаний по тому или иному предмету. Она зависит от показателей других студентов твоей секции. То есть 90%-ный результат на экзамене (к примеру, 90 очков из 100 возможных) не является гарантией хорошей оценки.
Один из "январцев" на одном из экзаменов заработал даже больше 90 очков из 100, но тем не менее получил "единицу". По статистике, "единицу" по предмету получает в среднем каждый шестой студент. 1/6 оценок - "четверки". 2/3 - "двойки" и "тройки".

 
Так что интернациональный студенческий принцип "что-то знаю, как-нибудь сдам" здесь не работает. Чтобы не получить "единицу", ты должен опередить 1/6 студентов секции -примерно 12 человек. Именно поэтому на лекциях некоторые студенты внимательно вглядываются в лица соседей "я не все понимаю, но сколько человек понимают еще меньше?"

 
Впрочем, одна, "единица" (или даже две-три) - это еще не смертельно. Главное, чтобы твой средний балл не опускался ниже 2.0. Получив три "единицы", можно добавить к ним "тройку" и "четверку" и достигнуть безопасной зоны.

 
Bell curve ("колокольная функция"), описывающая вероятность того или иного результата в том числе получения "единицы" или "четверки" на экзамене) давно стала здесь притчей во языцех. О ней говорят в барах и ресторанах ("Черт бы ее побрал"), а также на занятиях по статистике ("Какова вероятность того, что студент получит "единицы" по пяти предметам подряд?"). Надпись на майке одного из студентов нашего "призыва" гласил "Колокольная функция врет".

 
Сторонники колокольной функции считают, что отдавая предпочтение "относительным" оценкам (принятым в ограниченном числе наиболее престижных учебных заведений), INSEAD создает жесткую конкурентную среду" не позволяющую студентам отлынивать от выполнения своих прямых обязанностей. В результате работодатели могут быть уверены в том, что они нанимают людей с гарантированно высоким уровнем знаний.

 
Противники Bell curve убеждены в том, что эта система оценок противоречит самой идее бизнес-школы, которая заключается во взаимообогащении людей различных культур, имеющих различный опыт. Как можно нормально общаться и работать в группах, зная, что тебе нужно в конечном счете в чем-то этих людей опередить?

 
Как водится, правы и те, и другие. Действительно, система является гарантией качества "товара" для работодателей. Но, с другой стороны, "товар" - он тоже человек, и ему трудно заставить себя выкладываться на групповом проекте, когда на носу его ЛИЧНЫЕ экзамены.

 
Систему можно любить или ненавидеть, но она существует. Поэтому подавляющее большинство студентов стараются не принимать ее слишком близко к сердцу. По крайней мере, до 5 ноября. В конце концов, вероятность получения пяти единиц подряд значительно ниже 1%. Исключают в INSEAD не больше трех человек в год. А здоровье дороже всего.

 

Михаил Дубик

Комментарии Фейсбук Вконтакте